Волны смотрят вверх

Огромная загадочная волна обнаружена в атмосфере Венеры. Подробности на Space.com.
Стоячая волна в верхней атмосфере Венеры озадачивает ученых, потому что обычно облака в этом месте движутся со скоростью около 100 метров в секунду, тогда как движение этого образования сопоставимо с вращением планеты. Новые наблюдения позволяют предполагать, что эта волна образовалась в нижней атмосфере при прохождении над горами, подобно тому как возникает феномен, называемый на Земле “атмосферной гравитационной волной”. Это явление не имеет отношения к гравитационным волнам, отражающим искривления пространства-времени во Вселенной, а связано с атмосферным потоком, формирующимся над горными вершинами. “Хотя неясно, действительно ли гравитационные волны, вызванные горами, могут немедленно подниматься к верхним облакам Венеры, полученные данные указывают на более сложную атмосферную динамику Венеры в глубоких слоях, чем считалось ранее”, — отмечается в редакционном комментарии, сопровождающем публикацию в Nature Geoscience. Статья японских авторов основана на наблюдениях космического аппарата “Акацуки”, который совершает облеты Венеры уже около года. Участок атмосферы планеты с застывшей волной имеет в диаметре 10 тысяч километров и висит над горами, что на поверхности Венеры, в виде яркой арки.
Венера известна интенсивным образованием облаков более полувека. Первым в ультрафиолетовом свете был обнаружен большой атмосферный объект в форме буквы Y. В 1973 году космический аппарат Mariner 10 установил, что он движется независимо от облаков, находящихся в том же участке атмосферы. Как отмечает портал Space.com, роль горных образований в возмущениях венерианской атмосферы также изучало Европейское космическое агентство (European Space Agency). Основываясь на наблюдениях в настоящее время завершенной миссии Venus Express, ученые недавно обнаружили, что воздух, насыщенный парами воды, при прохождении над горами поднимается из нижней атмосферы и создает гравитационные волны. Несмотря на сходное название, с долгое время неуловимыми гравитационными волнами — изменениями гравитационного поля Вселенной — это явление ни имеет ничего общего, подчеркивает Жан-Лу Берто (Jean-Loup Bertaux) из французской лаборатории LATMOS (Laboratoire Atmosphères, Milieux, Observations Spatiales), ведущий автор недавнего европейского исследования. “Гравитационные волны как атмосферное явление наблюдаются довольно часто в горных районах Земли. Грубо говоря, они образуются, когда воздух искривляется над бугристой поверхностью. Волны движутся вертикально вверх, увеличиваются в размерах и амплитуде, пока не разобьются под верхушкой облаков, подобно тому как морская волна разбивается о берег”, — описывает явление Жан-Лу Берто.
Изображение с сайта www.space.com