Надежды мало?

В атмосфере планеты Венера обнаружен очень тонкий озоновый слой. Находка добавляет ей сходства с нашей планетой, расширяет возможности для спекуляций о признаках внеземной жизни и позволяет оценить минимальное количество озона, необходимое для ее поддержания. Об этом сообщают The New Scientist; Space Daily.
Озоновый слой в атмосфере нашей планеты защищает все живое от жесткого ультрафиолетового излучения Солнца. В атмосферу Земли озон попал по меньшей мере 2,4 миллиарда лет назад, когда возникли фотосинтезирующие микроорганизмы, способные утилизировать углекислый газ с образованием газообразного, то есть двухатомного кислорода, который под воздействием все той же солнечной радиации распадался на отдельные атомы. Три атома кислорода, объединившись, образовывают молекулу озона. Кислорода в атмосфере Венеры очень мало — следовые количества, а озона, как оказалось, в 100 раз меньше, чем в атмосфере Земли. Такое ничтожное количество, тем не менее, обнаружил европейский орбитальный аппарат Venus Express. Сообщение об открытии опубликовано в начале октября журналом Icarus.
Спектральные линии, полученные аппаратурой Venus Express, указывали на присутствие озонового слоя в атмосфере Венеры на высоте 100 км. Предполагается, что там он образовался под воздействием солнечного излучения, расщепляющим молекулы углекислого газа, из которого на 96% состоит эта атмосфера. Высвобождаемые в реакции расщепления углекислого газа атомы кислорода встречаются друг с другом на более холодной, ночной, стороне планеты, образовывают молекулярный кислород, состоящий из двух атомов, и триплеты, то есть молекулы озона, представляющие собой соединение из трех атомов кислорода. Интерпретацией спектральных данных и моделированием реакций образования озона в атмосфере Венеры занималась группа европейских ученых под руководством Франка Монтмессина (Franck Montmessin) из Лаборатории атмосферных и космических исследований LATMOS (Laboratoire Atmosphères, Milieux, Observations Spatiales) во Франции. Некоторые астробиологи полагают, что присутствие в атмосфере углекислого газа, молекулярного кислорода и озона одновременно может быть признаком жизни. Однако новые результаты вместе с данными о том, что у Марса прежде была атмосфера, содержащая озон в количестве 0,3% от озона земной атмосферы, говорят о том, что само по себе совпадение всех трех газов в одной атмосфере указанием на жизнь под такой воздушной оболочкой быть не может. По оценкам ученых, для поддержания жизни нужна атмосфера, в которой будет хотя бы 20% земного количества озона.