Коллаген жив!

Повторное исследование белка, выделенного из останков динозавров, подтвердило возможность сохранения органического соединения на протяжении десятков миллионов лет, а также родство ископаемого животного с некоторыми ныне живущими. С подробностями — Sci-News.com.
Применение самых точных современных методов позволило ученым из Университета штата Северная Каролина (North Carolina State University) повторно выделить пептидные цепочки основного белка соединительной ткани, коллагена, из останков Brachylophosaurus, которым 80 миллионов лет. Эта работа, описанная в недавнем номере Journal of Proteome Research Еленой Шрётер (Elena Schroeter) и Мэри Швейцер (Mary Schweitzer), подкрепила идею о том, что органические молекулы могут сохраняться в отдельных экземплярах, которым десятки миллионов лет, а это гораздо дольше, чем предполагалось, и позволяет изучать ископаемые останки на молекулярном уровне. Шрётер и Швейцер хотели подтвердить подлинность коллагена динозавров, о котором впервые сообщили в 2009 году. Речь идет о белке, выделенном из останков вида Brachylophosaurus canadensis, он относится к утконосым динозаврам — гадрозаврам, которые обитали на территории штата Монтана на границе с Канадой около 80 миллионов лет назад. “Метод масс-спектрометрии и базы данных по белкам с момента публикации о первых открытиях значительно улучшились, и мы хотели не только обратиться к первоначальным находкам, но также показать, что повторное выделение информативных пептидных последовательностей из окаменелостей вполне возможно”, — приводит слова Шрётер пресс-релиз Университета штата Северная Каролина.
Коллаген, как и любой белок, состоит из пептидов, а выяснение последовательности аминокислот, из которых собираются пептиды, позволяет биологам определять эволюционные взаимоотношения между вымершими и ныне живущими животными. Кроме того, в ходе этих исследований можно установить, какие свойства белка позволили ему сохраниться на протяжении геологических эпох. “Собирая останки B. canadensis для молекулярного анализа, мы оставляли целый метр осадочной породы вокруг них, не используя во время работы никаких связующих веществ или консервантов, и кости находились в асептической среде. Применяемый нами масс-спектрометр был предварительно очищен от возможных загрязнений”, — уточняет Швейцер. Анализируемые образцы соединительной ткани были взяты из бедренной кости динозавра. Ученым удалось восстановить восемь пептидных последовательностей коллагена определенного типа, включая две, идентичные тем, что были выявлены в 2009 году, и шесть новых. Полученные данные свидетельствуют о том, что коллаген Brachylophosaurus canadensis имеет сходство с коллагенами как крокодилообразных, так и птиц, что вполне предсказуемо на основании данных о скелетном подобии.