Научить включаться. Специалистов для экономики будущего нужно готовить со школы.

С детьми-“звездочками” сегодня работают практически во всех регионах страны. Накоплен богатейший опыт! Тем не менее зачастую судьба юного вундеркинда зависит от того, оказался ли вовремя рядом с ним знающий, понимающий и заинтересованный в развитии его способностей учитель, находится ли его школа в поле влияния крупной корпорации или хорошего вуза. Единой системы выявления и поддержки талантливой молодежи в стране на сегодняшний день нет. Между тем задача ее создания становится все более актуальной. Об этом шла речь на Первой Всероссийской научно-практической конференции “Путь к успеху: программы поддержки одаренных детей и молодежи в контексте Стратегии научно-технологического развития РФ”, состоявшейся в конце января в Образовательном центре (ОЦ) “Сириус” (Сочи). Организатором конференции выступил Фонд “Талант и успех”, при поддержке Минобрнауки и Агентства стратегических инициатив (АСИ). Фонд по Указу Президента и Постановлению Правительства РФ выступает оператором государственных программ по работе с одаренными детьми в России. 

Впервые на одной площадке собрались представители общего, высшего, дополнительного образования, федеральные и региональные представители науки, власти и бизнеса, чтобы обсудить один из важнейших вопросов, определяющих будущее страны. Как заметила руководитель фонда Елена Шмелева (на верхнем снимке), “научно-техническое развитие и промышленную революцию в России завтра возглавят нынешние одаренные школьники, поэтому к ним столь пристальное внимание”. 
На установочной сессии, которую вел помощник Президента РФ Андрей Фурсенко и в работе которой приняла участие вице-премьер Ольга Голодец, были определены задачи конференции: глубже погрузиться в проблематику в свете приоритетов, обозначенных Стратегией научно-технологического развития РФ, обменяться опытом, идеями и сомнениями. А главное — наметить программу конкретных дел и выйти на практические решения с горизонтом планирования два года. Было подчеркнуто, что проблема поддержки одаренных требует комплексного решения — необходимо не только найти талант и создать условия для его развития, но и удержать его, обеспечив соответствующим рабочим местом в своей стране, а еще лучше — в родном регионе. 
После пленарки все разошлись по группам, чтобы рассмотреть разные грани одной проблемы и выработать свои предложения. Темы для обсуждения были такими: “Технологии поддержки одаренных детей и молодежи”, “Электронная среда образования детей и молодежи”, “Подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми в вузе и школе”, “Дополнительное технологическое образование”, “Возможности современного бизнеса (корпораций) при реализации программ”, “Возможности и ответственность регионов в построении образовательной поддержки детей и молодежи в условиях технологического образования”, “Проблемы лицензирования в системе дополнительного технологического образования”, “Воспитательные аспекты работы с одаренными школьниками. Сопровождение и удержание талантов в России”. 
Как сообщил Дмитрий Песков, директор направления “Молодые профессионалы” АСИ, для того чтобы обеспечить выполнение Стратегии, количество одаренных ребят, приходящих в науку и реальный сектор экономики, за десять лет должно вырасти в десять раз — с сегодняшних 50 тысяч до 500 тысяч. 
И проблема не только в том, где и как их развивать — в школе, специальных центрах и кружках, в вузах… Даже если вся необходимая инфраструктура будет создана и заработает — не факт, что привыкшие добиваться успеха на предметных олимпиадах дети захотят отвечать на практические вызовы, поставленные Стратегией. 
— Очень серьезный вопрос — профориентация одаренных, — говорил Михаил Случ, заместитель руководителя Фонда “Талант и успех” по направлению “Наука”, выступая на секции “Возможности и ответственность регионов…”. — Эти ребята высоко мотивированы, им не надо объяснять, зачем заниматься физикой. Но кем они хотели бы быть в будущем — в большинстве своем не знают. Представление у многих примерно такое: если не стану через несколько лет нобелевским лауреатом — жизнь будет прожита зря. 
Словно отвечая на это высказывание, выступал на параллельной секции вице-президент группы “Промышленные инвесторы” А.Пинский. Он был категоричен: “При всем уважении к учебным заведениям, нам как бизнесу не нужны просто математики, химики, физики. Нам нужны люди, которые в состоянии прийти и сразу включиться в решение задач. И этому надо учить в идеале со школы или, как минимум, в вузе — через практические задачи, которые ставятся перед школьниками и студентами”.
Так что далеко не случайно одним из самых часто повторяемых на конференции стало словосочетание “проектный подход” (кстати, именно в проектной логике работали и сами участники конференции, вырабатывая пути решения поставленной проблемы в группах). 
В ОЦ “Сириус” прошло уже две проектных смены (об одной из них см. “Реальная наука в “Сириусе”, “Поиск” №49, 2016). Отбирать детей для участия в таких сменах “Сириус” намерен, в частности, через региональные конкурсы проектов — аналогично тому, как сейчас, скажем, на научные смены приглашаются победители профильных олимпиад. Но пока еще здесь много неясного: как проводить проектные конкурсы, какие задачи ставить перед детьми, по каким критериям оценивать результаты и вклад каждого, если проект выполняет группа? Все это должно проясниться после анализа итогов “пилота” по проведению проектных конкурсов, в котором участвуют 13 российских регионов. Их представители на секции делились своим опытом и наработками. Очень часто курирует эти конкурсы заместитель руководителя региона, а в некоторых субъектах Федерации и сам губернатор. Как правило, к проведению их причастны представители университетов и бизнес-компаний, выступающие в роли экспертов, предлагающие темы проектов и т.д. 
Живой отклик зала вызвала концепция “школьного инженерного образования”, уже реализованная в Новосибирской области, где не только в городских, но и в некоторых сельских школах открыты специализированные инженерные классы, в которых дети под руководством представителей вузов занимаются проектной деятельностью. Причем, как показала практика, достигают очень неплохих результатов.
Как подчеркнул М.Случ, Стратегия научно-технологического развития — это не про сегодняшний день, и разговор на этой конференции — не о том, как вузам подготовить для себя абитуриентов, а корпорациям — будущих работников. Важно всем понять, что воспитание одаренных не является задачей ни узкопрофессиональной, ни узковедомственной. 
В панельной дискуссии “Использование и развитие наземной, морской, воздушной и космической инфраструктуры” обсуждались вопросы привлечения и обучения кадров сразу для нескольких больших отраслей. Ректор МАИ академик Михаил Погосян подчеркнул, что вуз должен готовить “людей, которые способны, с одной стороны, трансформировать отрасль, с другой — формировать новые рынки”. По его словам, роль базового образования сегодня снижается. То есть недостаточно его просто получить — “нужно находиться в среде, которая позволяет это образование постоянно обновлять”. 
— Процесс обучения должен быть привязан к реализации конкретных, живых, реальных проектов, связанных как с традиционными областями, так и с новыми, — подчеркнул ректор. И важно, добавил он, чтобы процесс подготовки специалистов для высокотехнологичных областей начинался еще в школе.
Михаил Погосян рассказал о том, что именно МАИ предлагает школьникам: дополнительное обучение математике, олимпиады, посещение лабораторий на предприятиях, занятия авиа- и 3D-моделированием, робототехникой… В этом году вуз планирует начать проведение командных олимпиад среди школ по авиамоделизму, чтобы с юного возраста формировать у человека умение работать в команде. 
Ректор Московского политехнического университета А.Николаенко сообщил, что в его вузе уже несколько лет студенты в рамках специальной дисциплины по заказу работодателей выполняют тот или иной проект. “Я бы рекомендовал внедрять проектную деятельность, соревновательный формат и в высшей, и средней школе”, — заявил он.
В Татарстане, по словам А.Акмалова, исполнительного директора АНО “Казанский открытый университет талантов 2.0”, действует государственная программа “Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы” (Университет талантов является ее оператором). Основной ее принцип — “ВМЕСТЕ с детьми, но не ВМЕСТО них”. Одно из интересных начинаний — “Генеральный конструктор”, проектная олимпиада в сфере инжиниринга лучших решений для будущего во всех сферах жизнедеятельности. Возраст участников — от 12 до 30 лет, темы проектов коррелируются с направлениями НТИ и Конкурса проектных и исследовательских работ Фонда “Талант и успех”. Задача — создать продукт и вывести его на рынок. 
Интересные кейсы работы с детьми и молодежью презентовали представители корпораций. Заметим в скобках, что в ходе обсуждения определение “одаренные” зачастую опускалось, речь шла о работе со школьным контингентом в целом. Что, впрочем, и неудивительно: чтобы найти и воспитать ту самую требуемую для реализации Стратегии половину миллиона одаренных, нужно окружить вниманием и заботой гораздо большее количество школьников. 
И примеры такого подхода уже есть. 
— Корпоративная программа РОСНАНО формировалась для разных школ, для детей всех возрастов. В ней может принять участие любая школа — от “продвинутых” до самых обычных, — рассказывал генеральный директор АНПО “Школьная лига” РОСНАНО А.Селянин. — Наши программы открыты для всех желающих. Охвачено 350 школ-участниц, 700 школ-партнеров, порядка 13 тысяч школьников. Мы делаем ставку на мотивацию — в каждом проекте есть элемент исследования, на метапредметность. Мы не задаем траекторию развития, мы создаем поле для развития способностей. Пример — во время тематической смены “Наноград” дети решают реальные бизнес-кейсы и через 10 дней предлагают решение, просчитанное с технологической и маркетинговой сторон. Мы стремимся к тому, чтобы в 2018 году не менее 50% выпускников школ шли учиться дальше по направлениям инженерного и технологического профиля. 
Свои формы и методы работы со школьниками есть сегодня, пожалуй, у всех крупных компаний. “Главный вызов перед нами — обмен лучшими практиками, — заметил И.Семенов, вице-президент по управлению персоналом и организационному развитию АО “Р-Фарм”. — Самое время объединить усилия. И “Сириус” — хорошая площадка для этого!”.
Наталия БУЛГАКОВА
Фото предоставлено пресс-службой ОЦ “Сириус” 
На втором фото: Михаил Случ

Нет комментариев