Без науки тяжело. Ученых зовут на помощь школе.

Научно-редакционный совет, в который вошло 20 ученых Российской академии наук и Российской академии образования, создан при Объединенной издательской группе “ДРОФА — ВЕНТАНА”. Члены совета примут участие в формировании новых подходов к созданию школьных учебников и учебно-методических пособий, будут проводить научную экспертизу, в том числе на этапе обсуждения концепций, участвовать в создании новых учебников. Об этом журналистам сообщили на недавней пресс-конференции “Повышение качества образования — приоритетное направление развития России”, состоявшейся в Международном мультимедийном пресс-центре МИА “Россия сегодня”. 
Сопредседателями совета стали академики Валерий Черешнев и Валерий Тишков. Среди членов совета — научный руководитель Института океанологии им. П.П.Ширшова РАН академик Роберт Нигматулин, заведующий кафедрой высокопроизводительных вычислительных систем Московского физико-технического института академик Геннадий Савин, академик-секретарь Отделения химии и наук о материалах РАН Аслан Цивадзе, декан химического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова академик Валерий Лунин, директор Института общей физики им. А.М.Прохорова РАН академик Иван Щербаков и другие. 
— В прошлом году мы начали процесс интеграции нескольких крупных издательств, чтобы объединить усилия, которые мы направим на создание новых учебно-методических комплектов, образовательных продуктов и на работу с учительским сообществом, — сказал президент издательского холдинга Олег Новиков. Он подчеркнул, что для работы над новыми проектами издательству нужны ученые. 
— Появляются новые научные знания, концепции, подходы к образованию, — отметил Новиков. — Хотелось бы, чтобы все это было корректно и правильно отражено в наших учебно-методических материалах. Реализуя свои инициативы, мы поняли, что без помощи большой науки нам будет не просто тяжело, а очень тяжело. Поэтому мы провели ряд консультаций с партнерами из Академии наук и увидели, что не только нас, но и ученых волнует, как последние научные достижения отражены в учебниках. Мы хотим опираться на их знания и опыт, создавая качественный и передовой продукт. Повышая уровень образованности наших детей, мы решаем задачу создания будущего нашей страны и относимся к этому ответственно.
По мнению академика Валерия Черешнева, мир стремительно меняется, и эти изменения должны находить отражение в школьных и вузовских учебниках. Имея опыт в создании учебных пособий для высшей школы по иммунологии, физиологии, патофизиологии, академик готов поделиться им с крупнейшим издательством. 
— Знаем ли мы, что человечество каждый год прибавляет к продолжительности жизни по четыре месяца? — обратился к журналистам В.Черешнев. — Если так пойдет и дальше, то исполнится предсказание академика Александра Богомольского о повышении продолжительности жизни до 90-100 лет. 
Изменение продолжительности жизни может повлиять на многие социальные процессы: увеличится пенсионный возраст, изменятся подходы к лечению болезней. Так, люди преклонного возраста часто страдают от нейродегенеративных заболеваний, вызванных изменениями в структуре белков головного мозга. А значит, изучению этих заболеваний должно быть уделено особое внимание. Понимание того, как будет меняться мир, позволит выстраивать приоритеты в развитии науки и образования. 
Член научно-редакционного совета издательского холдинга академик Игорь Соколов отметил, что заниматься научной экспертизой учебников после того, как они уже созданы, поздно. Ее надо проводить еще до создания книги. 
Академик обозначил один из значимых трендов последних лет — быстрое развитие наук, основанных на анализе больших данных, результатов масштабных экспериментов и наблюдений. При этом школьники, которые приходят в вузы, нуждаются в дополнительной полугодовой подготовке по информатике и математике, чтобы перейти к университетской программе.
— Это говорит о том, что школьное образование отстает даже от потребностей высшей школы, не говоря уже о потребностях экономики, — отметил И.Соколов. — Это знают и в Российской академии наук, и в правительстве, и в коммерческих организациях. Социально ответственные издательства видят этот разрыв, осознают, что учебники нуждаются в пристальном внимании научного сообщества. Надеюсь, мы будем двигаться в правильном направлении.
Именно выработкой стратегического направления и должен заниматься созданный при издательском холдинге совет, считает академик Валерий Тишков. 
— Мы не определяем стандарты и концепции, это дело Минобрнауки и общественности, — сказал он. — Мы решаем задачи, которые ставит перед нами государство, а также даем экспертные заключения по трудным, спорным вещам. 
Мир стремительно меняется, и если раньше смена научной и образовательной парадигмы происходила раз в 20 лет, то сейчас это происходит каждые три года, отмечалось на пресс-конференции. Нужно ли так быстро переписывать учебники, вопрос спорный. Ответ на него должен быть найден с помощью ученых.
Елена МОРГУНОВА
Фото предоставлено 
“ДРОФА — ВЕНТАНА”
На первом фото: Валерий Черешнев
На втором фото: Олег Новиков

Нет комментариев