Фактор присутствия. Российские вузы пробились в рейтинг интернационализации.

В начале года вышло в свет сразу несколько международных рейтингов университетов, оценивающих отдельные направления вузовской деятельности. За прошедший год их российские участники сумели сделать ряд шагов к новым, более высоким позициям. Начнем с того, что в рейтинг самых интернациональных университетов мира THE World’s Most International Universities 2017, сократившийся на 50 пунктов по сравнению с 2016 годом, сумели войти МГУ и Московский физико-технический институт (государственный университет) (МФТИ). Отметим, что годом раньше, когда эта шкала THE включала 200 вузов, наши высшие учебные заведения вообще не пробились в данный рейтинг. 
Сейчас же МГУ занял там 104-е место, немного не дотянув до первой сотни, где расположились преимущественно европейские университеты, при том что в десятке лучших наряду со швейцарскими (возглавляют рейтинг Швейцарская высшая техническая школа Цюриха и Федеральная политехническая школа Лозанны) и британскими отметились ведущие вузы Гонконга, Сингапура и Австралии. Нарастивший репутационный вес за рубежом МФТИ — участник Проекта 5-100 — сумел занять 126-е место на престижной шкале, составленной в этом году из вузов только 22 стран мира. Напомним, что обязательным условием включения в данный рейтинг остается попадание университета в топ-500 глобального рейтинга THE. Кроме того, по итогам предшествующего ранжированию репутационного опроса каждому вузу-претенденту необходимо получить мнения не менее 100 экспертов, как минимум половина из которых должны быть гражданами страны, в которой он находится. Оценка международной репутации — новация в методике ранжирования университетов по степени включенности в международное научно-образовательное пространство. В 2017 году новый индикатор был впервые применен составителями THE наряду с тремя показателями, используемыми ранее: доли иностранных сотрудников, студентов и научных публикаций, написанных в соавторстве с зарубежными учеными. 
Испанская исследовательская группа Cybermetrics Lab, с 2004 года дважды в год публикующая рейтинг представленности университетов в глобальном интернет-пространстве Webometrics Ranking of World Universities, также оценила вузы по четырем параметрам. Это “известность” (объем ссылок с внешних ресурсов, “присутствие” (число веб-страниц, проиндексированных Google), “превосходство” (цитируемость научных публикаций на основе данных группы SCImago) и “открытость” (количество полнотекстовых файлов на сайте, проиндексированных Google). На вхождение в этот рейтинг ежегодно претендуют порядка 25 тысяч университетов мира, а попадают 12 тысяч. В этом году экспертами Webometrics ранжировано более 1300 университетов России. И здесь у нас есть некоторый прогресс: если в 2016 году в первой тысяче было пять вузов-участников Проекта 5-100, то в 2017-м — шесть. Лучшими среди российских учебных заведений стали МГУ (216-е место) и Санкт-Петербургский государственный университет (526-е). Далее идут Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (548-е), НИУ “Высшая школа экономики” (699-е), Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ” (802-е), Университет ИТМО (836-е), МФТИ (871-е) и Национальный исследовательский Томский государственный университет (969-е). 
О росте активности части наших вузов в мировом интернет-пространстве говорят и результаты еще одного международного рейтинга — uniRank, издаваемого сайтом http://www.4icu.org для информирования абитуриентов о популярности университетов за рубежом. Кстати, его итоги вполне коррелируют с данными Webometrics Ranking of World Universities: МГУ, НИУ “ВШЭ” и СПбГУ занимают среди наших три первых места – 176-е, 281-е и 452-е соответственно, а далее в десятке лучших российских вузов присутствуют все, вошедшие в топ-1000 Webometrics. Всего в этот рейтинг было отобрано 387 университетов России. Пример стремительного наращивания позиций с прошлого года показал Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова, поднявшийся на 511 мест в мировом зачете и на 10 в российском (на 1937-е и 27-е места соответственно).
В этом году методология uniRank также претерпела некоторые изменения: к показателям посещаемости, значимости сайта вуза, глубины его просмотра и количества ссылок добавился критерий, учитывающий число “уникальных” посетителей и просмотров как с персональных компьютеров, так и с мобильных гаджетов.
Татьяна Возовикова

Нет комментариев