Координатор инноваторов. На Урале выбрали ответственного за технологический рывок.

Инновационная деятельность вузов Уральского федерального округа будет координироваться. Роль головной структуры в этом процессе возложена на Уральский федеральный университет (УрФУ). Такое решение принял Совет ректоров при полномочном представителе Президента РФ в УрФО по итогам заседания, которое прошло на минувшей неделе в Екатеринбурге.
Как отметил, выступая на встрече, полпред Президента РФ в УрФО Евгений Куйвашев, в целом ситуация с развитием инноваций на Урале и в Западной Сибири выглядит неплохо. В округе работают более 40 тысяч исследователей, в том числе 3,5 тысячи докторов наук, все громче заявляет о себе новое поколение ученых, активнее используются передовые технологии.
И все-таки по уровню инновационной активности в промышленности УрФО среди всех федеральных округов занимает лишь третье место, в сфере услуг — четвертое. Чтобы двигаться вперед быстрее, заинтересованным сторонам необходимо объединять усилия.
Напомнив о “третьей миссии” университетов, которые призваны активизировать внедрение научных разработок, и обрисовав динамику участия вузов в развитии инноваций, ректор УрФУ Виктор Кокшаров обозначил пять основных направлений взаимодействия. Это создание поясов малых инновационных предприятий (МИП), высокотехнологичных кластеров регионального уровня, формирование каналов финансирования инновационной деятельности, вовлечение в нее молодежи и создание инфраструктуры поддержки.
По многим из этих направлений, отметил В.Кокшаров, УрФУ уже накопил немалый опыт. В частности, есть практика создания совместных МИП с вузами, институтами Уральского отделения РАН, промышленными производствами и зарубежными партнерами. С рядом вузов и академических институтов университет сотрудничает в развитии регионального биофармацевтического кластера и кластера ядерной медицины. Расширяются связи с Фондом “Сколково”, государственными и частными структурами развития, в том числе зарубежными, создается система работы с молодежью.
По мнению ректора, участники инновационного процесса должны вместе заняться совершенствованием федерального и регионального законодательства, формированием системы оценки эффективности инновационной деятельности вузов, развитием механизмов государственно-частного партнерства. Необходим и просто обмен информацией, о чем ярко свидетельствовало выступление ректора Тюменского госуниверситета Геннадия Чеботарева. В рамках Федеральной целевой программы развития наноиндустрии этот вуз закупил нанофабрику “Нанофаб-100”. Мечтают о ней и в Екатеринбурге, однако федеральный университет решил сначала приобрести современный циклотрон, отодвинув покупку нанофабрики на 2014 год. Теперь, отметил проректор УрФУ по инновационной деятельности Сергей Кортов, по поводу нанотехнологического оборудования придется еще раз подумать — возможно, эффективнее будет воспользоваться услугами тюменцев. Перспективной может оказаться и кооперация в разработке современных технологий упрочнения труб и турбинных лопаток.
Конкретные шаги по развитию координации обсуждались во второй части заседания, которая прошла в главном корпусе УрФУ. В перерыве ректоры побывали в Центре высоких технологий машиностроения, который является одним из существенных элементов инновационной инфраструктуры университета.
В протоколе заседания исполнительным органам местной власти в УрФО, в частности, рекомендовано предусмотреть в региональных целевых программах содействия малому и среднему бизнесу мероприятия по поддержке наукоемких проектов, которые реализуют МИП, созданные с участием вузов и институтов РАН. Предложено также разработать комплекс мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры на основе принципов государственно-частного партнерства и многоканального финансирования инфраструктурных проектов, региональные механизмы бюджетного софинансирования инновационных проектов, поддержанных Фондом “Сколково” и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Ряд рекомендаций высказан и в адрес Координационного совета объединений Союза промышленников и предпринимателей и его региональных отделений. И подпись полпреда Президента РФ в УрФО вместе с мерами контроля придает этим пожеланиям существенный вес.
К октябрю 2011 года право получать государственную субсидию на реализацию программ развития инновационной инфраструктуры имели уже пять университетов УрФО: Уральский федеральный, Южно-Уральский государственный (ЮУрГУ), Тюменский государственный нефтегазовый, Тюменский государственный и Магнитогорский государственный технический. Кроме того, шесть вузов при поддержке государства реализуют восемь комплексных проектов (в том числе три — УрФУ) по созданию высокотехнологичного производства.
Центром координации инновационной деятельности вузов округа их ректоры видели УрФУ уже в апреле, на предыдущем заседании своего совета. К осени появилось несколько новых подтверждений правильности этого выбора. Во многом благодаря федеральному университету Свердловская область представила львиную долю — 122 из 188 — заявок из округа на участие в программе “Старт-2011”, которую реализует Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Она же в 2011 году опередила другие регионы УрФО по объемам финансирования, которое получили из этого фонда малые инновационные предприятия. К 1 июня 2011 года в УрФУ действовали уже 39 МИП. Большинство из них — 64% — осуществляли проекты в сфере приборостроения, машиностроения и электроники, 20% — в информационных технологиях и по 8% — в областях медицины и фармакологии, химии и разработки новых материалов. К настоящему времени совокупный объем инновационной продукции, произведенной в УрФУ в 2011 году, превысил 50 млн рублей.
Впрочем, повода почивать на лаврах у Екатеринбурга нет. Представив на “Старт-2011” всего 46 заявок, в электронике и машиностроении с солидным отрывом первенствовал Челябинск — сказалась специализация ЮУрГУ. И поскольку проекты в этой отрасли оказались более затратными, именно Челябинская область, получив для своих МИП 65 млн рублей, опередила всех в общем финансовом зачете, оставив Свердловскую область на втором месте — 45,2 млн рублей. Ханты-Мансийскому автономному округу достались 4,3 млн, Тюменской области — 3 млн.

Андрей РАСТОРГУЕВ

Нет комментариев