В битве за дееспособных. Будущее выпускников МИСиС рождается в спорах.

Почти 40 руководителей по работе с персоналом из ведущих металлургических компаний страны, таких как “Евраз Групп С.А.”, ОАО “Северсталь”, ОК “РУСАЛ”, ООО “Байкальская горная компания”, ЗАО “ЗДК ПОЛЮС”, ОАО “Металлургический завод Электросталь” и другие, были приглашены в Национальный исследовательский технологический университет (НИТУ) “МИСиС” на встречу, посвященную обсуждению вопросов подготовки специалистов в области металлургии. Организовал встречу Институт непрерывного образования НИТУ “МИСиС”, созданный два года назад как единая “точка входа” для предприятий в области образовательных услуг.

Подробно рассказав гостям о сегодняшнем положении дел в системе металлургического образования, изменениях образовательных стандартов подготовки специалистов в “МИСиС”, ректор университета Дмитрий Ливанов отдельно остановился на вопросах взаимодействия высшей школы с промышленностью. Что в данном случае требуется от профильных предприятий отрасли, дабы профессия инженера-металлурга в России не была безвозвратно утрачена?
Согласно данным, приведенным Дмитрием Ливановым, сегодня в России уровень применения современных технологий в металлургии составляет в среднем не более 50% по отношению к мировым показателям. Для обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке в качестве основных инструментов оте-чественные компании сейчас активно используют покупку производственных линий “под ключ”, приобретают лицензии на самостоятельное освоение зарубежных технологий. Однако ректор НИТУ “МИСиС” уверен, что задача обеспечения глобальной конкурентоспособности не может быть решена только за счет расширения импорта технологий и оборудования.
Критический недостаток в опытных специалистах, способных реализовать проекты технологической модернизации, напрямую связан с падением престижа металлургического образования и металлургических профессий. Комментируя качество приема в вузы в 2011 году, Дмитрий Ливанов заметил, что металлургия находится на втором от конца (!) месте среди 10 направлений подготовки, по которым зафиксированы самые низкие показатели среднего балла ЕГЭ (в расчете на один предмет).
— Вряд ли мы должны утешиться тем фактом, что абитуриенты, поступающие на специальность “Морская техника”, находящуюся на 10-м месте в этом списке, подготовлены еще хуже будущих металлургов, — сказал ректор. — Тут, конечно, есть ряд системных проблем: это и вопросы падения имиджа специальности, и психологические аспекты, связанные с тем, что работа металлурга для современной молодежи ассоциируется исключительно с тяжелым физическим трудом… На мой взгляд, все эти проблемы, пусть и не глобально, а локально, могут быть решены. Поясню: сегодня только 20% выпускников по собственному желанию сдают ЕГЭ по физике. Из этих 20% обучаться металлургической специальности идут, мягко скажем, не самые хорошо подготовленные ребята. Из их числа в итоге нам и приходится выбирать. Однако известно, что в тех городах, где крупные металлургические предприятия являются градообразующими, уже не 20%, а 50% выпускников школ сдают физику и там нет проблем с качеством их подготовки.
Дмитрий Ливанов также привел данные, согласно которым выпускники российских школ, получившие наиболее высокий балл по ЕГЭ и выбравшие для продолжения образования направление “Металлургия”, поступили в нынешнем году именно в МИСиС.
— К сожалению, сегодня лишь 20% выпускников нашего университета после получения диплома идут работать непосредственно в отрасль, — отметил ректор вуза. — Конечно, нас такой низкий показатель совершенно не устраивает. Но ведь и их можно понять: они не видят активности и заинтересованности со стороны ваших компаний, зачастую даже не знают, какие предприятия в России задействованы в данной отрасли, поэтому и не осознают перспектив дальнейшего роста в своей профессиональной сфере. Призываю вас активно включаться во взаимодействие с этими молодыми людьми. Хочу подчеркнуть: все они не просто выбрали металлургию, они еще и отлично подготовлены. Со своей стороны, мы готовы предоставить всем заинтересованным компаниям прямой доступ к каждому нашему студенту. Сегодня мы фиксируем практически полное отсутствие интереса с вашей стороны. Я очень благодарен тем предприятиям, которые реализуют у нас стипендиальные программы. Такой подход точно работает. Но переломить коренным образом ситуацию, которую я описал выше, нам пока так и не удалось.
Говоря о перспективах деятельности МИСиС, Дмитрий Ливанов сообщил, что образование в области металлургии должно отвечать двум простым условиям:
— Во-первых, быть конкурентоспособным, привлекательным для лучших абитуриентов. А его результаты должны быть сопоставимы с тем уровнем образования, которое дают ведущие инженерные школы мира. Во-вторых, это образование должно быть практичным: соответствовать и потребностям рынка труда, и ожиданиям наших ключевых работодателей. На основе этого мы и проектировали абсолютно новые образовательные программы. Они не имеют ничего общего с теми, что существовали в МИСиС ранее, они не являются результатом перекомпоновки учебного плана. Все программы выстроены исходя из нового видения той миссии, которую мы сегодня выполняем.
Весь мир давно понял, что главное в инженерной профессии — это не обладание какими-то конкретными знаниями, поскольку они в технологической сфере довольно быстро устаревают, а способность действовать, корректно воспринимать и быстро обрабатывать большие объемы новой информации, способность руководить. Традиционная лекционно-семинарская модель не позволяет решить все эти задачи. Поэтому у нас она сменяется активными методами
обучения, среди которых — имитационные модели, тренинги, деловые игры и пр. Сегодня в МИСиС изменяется само содержание образования: концепция “загрузки знаниями” сменяется концепцией формирования дееспособного специалиста.
Даже болонская система “4+2” сегодня не обеспечивает такие качества образовательных программ, как гибкость, интенсивность и практическая направленность. Мы переходим к модели “2+2+2”. Особенно она актуальна в регионах, там, где у нас есть филиалы, где наш образовательный цикл будет состоять из трех блоков. Первый из них — так называемый прикладной бакалавриат. Фактически это программа среднего профессионального образования. Второй блок: академический бакалавриат, куда пойдут не все, а только те, в ком есть потенциал для роста. Последние два года — это магистратура. Все эти блоки должны быть разделены периодами практической деятельности, которая и выявляет у человека потребность и способность учиться дальше. В Москве будет реализована несколько иная схема. Три этих модуля дополнятся программами технологического переобучения и развития, которые могут быть внедрены на любом этапе обучения.
Для МИСиС важно обучать студентов самым современным технологиям металлургического производства. Мы активно развиваем контакты с российской научной и технологической диаспорой, приглашаем ведущих иностранных ученых и преподавателей, занимаемся развитием системы непрерывного образования.
Основным предметом бакалавриата в новом учебном плане МИСиС, по словам ректора, с точки зрения трудозатрат должен стать английский язык: 10 часов в неделю. Количество часов по базовым дисциплинам, таким как математика, физика, химия и ИТ, не уменьшено. Запланирована покупка за рубежом нового курса в области базовой инженерной подготовки. Разработан и будет внедрен большой образовательный модуль, направленный на развитие личностных качеств (навыки коммуникации, поиска и анализа информации, проведения презентаций и т.д.). Будет сделано все для расширения практической подготовки.
Каждый студент, прошедший курс бакалавриата, получит определенную рабочую профессию. Новая магистратура будет “заточена” на подготовку инженерной элиты — людей, которые в дальнейшем смогут определять технологическую политику нашей страны. Каждый магистрант будет получать весомую стипендию от компании. Если нет стипендии — нет и магистра.
Основой обучения студента в магистратуре станет конкретный технологический проект, который он должен будет развивать одновременно и со своим руководителем в университете, и с наставником из компании, предоставившей ему стипендию. Будут также введены новые программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Не всем представителям индустрии, принявшим участие во встрече, пришлись по душе такие перемены в одном из ведущих технических вузов страны. Некоторые из них ссылались на то, что “в Москве золота не добывают”, а выпускники МИСиС сознательно не хотят покидать хлебосольную столицу и марать руки на производстве в глубинке. По мнению руководителя управления по работе с персоналом ЗАО “ЗДК ПОЛЮС” Светланы Кулагиной, современные абитуриенты вообще слабо представляют себе, что такое металлургия и горнодобывающая отрасль, чем им предстоит заниматься после окончания профильного вуза.
— Сегодня все стремятся лишь получить диплом о высшем образовании, — отметила она. — Никто не задумывается о том, что потом надо бы поработать по выбранной специальности. Современные школьники и студенты недостаточно профориентированы. Вузы и предприятия должны вести в школах совместную пропаганду уважения и интереса к нашей профессии.
Директор департамента персонала ООО “УК Металлоинвест” Светлана Стешина не согласилась с тем, что по этой специальности надо готовить только бакалавров, а доучиваться на магистров посылать в Москву: “Признаюсь, положа руку на сердце, мы боимся отпускать наших молодых специалистов в столицу, пусть и всего на пару месяцев. Многие из них тут же находят здесь себе высокооплачиваемую (по их меркам) зарплату в отраслях, никак не связанных с металлургией, и больше к нам не возвращаются. Выходит, металлургическому образованию “показана” децентрализация: нам выгоднее самим обучать людей на местах”.
Вице-президент по кадрам и системе управления ОАО “НМЛК” Станислав Цырлин тактично поинтересовался, перед кем это молодому металлургу, только вставшему к станку, предстоит на его заводе делать презентации. Захотят ли вообще специалисты с такими фундаментальными знаниями английского языка, которые предлагает сегодня МИСиС, связать свою жизнь с работой на предприятии?
Вопрос владения иностранными языками вызвал активную дискуссию. Начальник департамента управления персоналом ТНК “КАЗХРОМ” Венера Мухамедзянова заявила, что не совсем понимает коллег, которые выступают против профессионального изучения английского языка металлургами:
— Наша компания сейчас активно сотрудничает с иностранными партнерами. Мы пробовали нанимать профессиональных лингвистов-переводчиков для ведения переговоров, но никто из них не обладает глубоким знанием металлургической и горнодобывающей тематики. Наша компания полностью поддерживает начинание МИСиС.
Отвечая на высказывания своих гостей, Дмитрий Ливанов подчеркнул, что университет видит свою задачу в подготовке людей, конкурентоспособных на рынке труда:
— Мы хотим, чтобы они были успешными в любой отрасли, какую бы они ни выбрали, а дальше — задача компаний за них конкурировать, предлагая привлекательные условия труда и заработной платы.
Подводя итоги встречи, ректор еще раз отметил, что МИСиС находится сегодня в стадии активных изменений:
— Для нас крайне важно, чтобы эти изменения были актуальны и для представителей кадровых служб ведущих металлургических предприятий России. Не обещаем, что будем точно следовать всем вашим рекомендациям. Но мы очень заинтересованы, чтобы вместе с вами, представителями индустрии, их выслушать, понять и по возможности реализовать.

Анна ШАТАЛОВА
Фото автора

Нет комментариев