Каменные гости

Томский и Ярославский госуниверситеты получили на днях ценные дары — редкие минералы, которые украсят коллекции двух вузов и станут предметом изучения для студентов-геологов.

Томск
Коллекцию Минералогического музея им. И.К.Баженова Томского госуниверситета пополнили семь редких образцов. Среди них афганит, привезенный с месторождения Ляпис-Лазур (Афганистан), бирюза весом почти килограмм, подаренная музею выпускником геолого-географического факультета, и другие ценные минералы.
— Афганит был впервые обнаружен в 1968 году на лазуритовом руднике в провинции Бадахшан в Афганистане, — рассказывает сотрудник кафедры минералогии и геохимии геолого-географического факультета ТГУ Ксения Зенина. — Минерал входит в состав силикатного мрамора, встречается также в Германии, Италии, Таджикистане, в России — на берегу Байкала близ города Слюдянка.
Среди новых экспонатов музея дюмортьерит — редкий камень, за который коллекционеры готовы выкладывать немалые деньги. Образец выглядит необычно, поскольку представляет собой растущие кристаллы дюмортьерита внутри кварца. Экспонат, пополнивший коллекцию музея ТГУ, привезен из Бразилии. Он подарен университету сотрудником кафедры минералогии и геохимии и одновременно увлеченным коллекционером Вячеславом Герасимовым.
Впервые в экспозиции музея появились две разновидности минерала сподумен — кунцит и гедденит. Оба образца очень высокого качества. Несмотря на то что эти минералы не считаются драгоценными, они используются для изготовления ювелирных изделий.
— Среди новых экспонатов есть уникальный образец — бирюза, вес которой почти килограмм, размер 17 на 30 сантиметров, — говорит К.Зенина. — Эта редчайшая находка была сделана в Казахстане, на месторождении Алтын-Тюбе, где побывал наш выпускник, геолог Сергей Голомолзин. Вывозить минералы с месторождения частным лицам нельзя, но в данном случае было сделано исключение, поскольку в документах было указано, что бирюза будет выставлена в музее университета.
Среди новых поступлений есть подарок и другого выпускника, геолога Анатолия Торгунакова. Анатолий передал в фонд музея коллекцию азурита — близкого родственника малахита, добытого на месторождении Каменушка.
Выпускники сделали памятные подарки своей alma mater в юбилейный День геолога.
Добавим, что, как правило, коллекция расширяется за счет находок, которые ученые привозят из экспедиций, и приобретений, сделанных музеем у коллекционеров.
В коллекции Минералогического музея им. И.К.Баженова насчитывается 50 тысяч экспонатов, включая фонды. Ее формирование началось почти 130 лет назад.
Ярославль
Геологический институт Кольского научного центра РАН безвозмездно передал Ярославскому госуниверситету коллекцию из 64 минералов. Она существенно пополнит экспозицию и фонды кабинета географии и геологии факультета биологии и экологии ЯрГУ.
Прежде в геологической коллекции факультета преобладали минералы, горные породы и окаменелости, найденные в местных четвертичных и мезозойских отложениях. Всего их около сотни. Кристаллические породы и минералы — граниты, гнейсы, кварциты — происходят из четвертичных отложений — морен. Правда, к “коренным” представителям региона их отнести нельзя. Их родина — Кольский полуостров и Приполярный Урал, где выходит на поверхность кристаллический фундамент Русской платформы. Там они были содраны ледниками и перенесены в Ярославскую область в эпохи оледенений.
А вот подаренные минералы в Ярославском регионе не встречаются, сообщил доцент кафедры экологии и зоологии ЯрГУ Евгений Муравин. Это, например, апатиты, которые русский геохимик и минералог Александр Ферсман назвал “камнем плодородия”, “хлебным камнем”. Они используются для получения фосфорных удобрений, необходимых в сельском хозяйстве.
Или образец необычной расцветки — апатит-нефелиновая руда с темно-вишневыми вкраплениями эвдиалита. Его еще называют “лопарской” или “саамской кровью”. Старинная легенда гласит, что эти красные пятна — кровь местного племени, которое защищало свою землю от захватчиков. Не менее привлекательны и звездчато-игольчатые голубовато-серые кристаллы кианита, черные кристаллы турмалина (шерла), молибденита и другие.
Часть привезенных из Геологического института минералов будет использоваться на практических занятиях. Студенты будут знакомиться с минералами, определять их принадлежность к тому или иному классу по характерным свойствам. Новые минералы будут полезны не только в научных исследованиях и в учебной работе: расширенная геологическая коллекция биоэкологического факультета станет основой для создания геологического музея ЯрГУ.
Юлия ЦОФИНА