Ускорить бы реакцию. Актуальные разработки сибирских ученых не доходят до потребителя.

Традиционную праздничную февральскую пресс-конференцию председатель СО РАН академик Александр Асеев начал не с ежегодного рассказа об институтских достижениях, а с попытки проанализировать с помощью своих коллег новые тренды развития науки. Во-первых, нынешний год для отделения — юбилейный (18 мая исполняется 60 лет со дня его основания), во-вторых, 1 декабря 2016 года принята Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, которая, по мнению академика Асеева, возвращает фундаментальной науке ее исконную роль. Как констатируется в Стратегии, перед нашей страной стоят большие вызовы в области энергетики, экологии, биомедицины, квантовых технологий, продовольственной безопасности. И по всем этим направлениям присутствующим на пресс-конференции директорам сибирских институтов было что рассказать. 
Начали с энергетики. По мнению директора Института теплофизики академика Сергея Алексеенко, в ближайшей перспективе необходимо повысить эффективность использования органического сырья — перейти на парогазовые установки, глубокую переработку угля. Но в будущем все-таки придется делать ставку на возобновляемые источники энергии — фотовольтаику, геотермальную и петротермальную энергетику, чтобы соблюдать Парижское соглашение в рамках Конвенции ООН об изменении климата, регулирующее меры по снижению углекислого газа в атмосфере с 2020 года. По всем упомянутым направлениям в институтах Новосибирского научного центра ведутся перспективные исследования, поэтому одна из главных идей руководства СО РАН — создание наукополиса с центром в Академгородке. Не следует забывать и о конкретных проблемах городского хозяйства, например об энергосбережении. Как популярно объяснил начальник Департамента промышленности и инноваций новосибирской мэрии Александр Люлько, видимая разница температур зимой (в городе минус 30, за городом — на пять градусов ниже) означает колоссальные теплопотери, городские теплотрассы попросту “отапливают воздух”. Чтобы избежать этого, нужно приблизить источник тепла к помещению и автоматизировать подачу отопления с учетом температуры в здании, здесь можно использовать научные разработки. Помогает наука сибирскому городу решить и другие зимние проблемы: ИT-лаборатории Новосибирского государственного университета работают над автоматизацией уборки снега, чтобы не блокировать движение автотранспорта, а Институт химии твердого тела и механохимии разработал технологию замены дорожного покрытия в зимний период с использованием зольных смесей из отходов городских ТЭЦ, которая позволяет значительно удешевить ремонт дорог.
К сожалению, не все разработки ИХТТМ СО РАН находят столь прямую дорогу к применению на родине. По словам директора института академика Николая Ляхова, в 2016 году реализован большой проект по наномодификации чугунов, но не в России, а в Китае. Наномодификацией алюминия заинтересовались российские кораблестроители: такой алюминий избавлен от свойственной этому металлу “ползучести” (изделия из него прогибаются под собственной тяжестью) и потому мог бы стать хорошим материалом для надпалубных надстроек, которые сегодня делают из стали. Сейчас идут переговоры о запуске проекта с участием РОСНАНО. 
Но академик Ляхов привел и другой пример, иллюстрирующий тернистый путь разработки к потребителю. Лет 15 назад в институте создали технологию химической металлизации синтепона с использованием частиц серебра. Сейчас металлизированный синтепон используется как катод в электрохимических комплексах. Но этот материал оказался действительно уникальным: во-первых, он обеспечивает защиту от излучения в микроволновом и ИК-диапазонах, во-вторых, обладает антимикробным и антивирусным действием. Специалисты из Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии “Вектор” доказали, что вкладыш из “посеребренного синтепона”, помещенный в защитную медицинскую маску, убивает вирус гриппа А. Перспективно применение модифицированного синтепона и в воздушных фильтрах для антимикробной защиты в местах массового скопления людей, скажем в поездах и самолетах. Новосибирск мог бы стать всероссийским центром производства эффективных и недорогих защитных масок — синтепон дешев, частиц серебра добавляется незначительное количество. Увы, инвестора, который вложил бы средства в вывод на рынок такой простой, понятной и, казалось бы, актуальной разработки, почему-то не нашлось. Николай Ляхов убежден, что такая ситуация будет сохраняться еще долго: ни в одной Стратегии, в том числе и в декабрьской, не прописан конкретный механизм внедрения разработок. Перевод страны на технологические рельсы может быть обеспечен, по мнению Николая Захаровича, только при комплексном подходе. 
Академические институты занимаются разработкой, например, новых материалов и изучением их свойств. При институтах создаются центры экспериментальных технологий и сертификации материалов, поскольку новый материал невозможно вывести на рынок без гигиенического сертификата. Кроме того, возрождается система опытных производств: невостребованные заводы присоединяются — по китайскому образцу — к университетам и профильным академическим институтам, имеющим перспективные разработки. В Новосибирском академгородке есть прекрасный пример: Институт ядерной физики сохранил свой опытный завод, благодаря чему вышел сегодня в главные экспортеры Новосибирской области и является самым богатым в СО РАН.
О перспективах сибирской биомедицины рассказал заместитель председателя, директор НИИ физиологии и фундаментальной медицины академик Любомир Афтанас. Учитывая мировые тренды, сибирские институты с помощью ИT-технологий пытаются повысить точность диагностики до 95%. Другая мировая тенденция: инвестиции в фармацевтику снижаются, будущее — за нейротехнологиями. И Новосибирск имеет все основания стать лидером: на базе Новосибирского государственного университета с участием институтов СО РАН и технопарков создан кластер “Нейронет” в рамках Национальной технологической инициативы — один из четырех в России. Достижение буквально последних месяцев — разработаны нейрофизиологические биомаркеры ранней диагностики депрессии.
Директор Сибирского научно-исследовательского и проектно-технологического института животноводства академик Владимир Солошенко коснулся темы продовольственной безопасности. По его мнению, академическая реформа благотворно сказалась на сельскохозяйственной науке: впервые с 1976 года получены средства на закупку оборудования. Вложения последних лет в животноводство тоже дали свои плоды: с прилавков исчезли “ножки Буша”, а директора сибирских ресторанов путем дегустации убедились, что алтайская говядина не уступает австралийской. Но, по мнению академика, аграрная наука медленно реагирует на вызовы времени: так, за последние два года выведено 11 новых сортов зерновых, зерна Сибирский федеральный округ производит значительно больше, чем нужно для внутреннего потребления, но хлеб остается “всему головой”. Между тем в последние годы внимания ученых требует проблема создания новых кормов для животноводства. И здесь могут помочь интеграционные проекты: с представителями Института химии твердого тела и механохимии уже обсуждается возможность использования наносеребра в качестве антимикробной добавки к кормам — для замены в рационе скота гораздо более вредных антибиотиков.
Ольга КОЛЕСОВА

Нет комментариев