Дивергентом быть обязан. Вуз моделирует инженеров новой формации.

Миссия этого вуза неизменна с момента создания. Вот уже 118 лет Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) занимается подготовкой инженерной элиты для отечественной экономики. Мало того, инициирует в обществе дискуссию о том, каким должен быть инженер на каждом отрезке научно-технологического развития. Тенденция напомнила о себе в конце прошлого года, когда на базе Политеха проходил Всероссийский инженерный конкурс (ВИК) с участием не только студентов, но и руководителей предприятий и вузов РФ. Они провели предметный разговор о воспитании молодых профессионалов, способных принять вызовы IV промышленной революции. 
Уже в этом году университет запустил два новых проекта в рамках образовательной программы направления TechNet Национальной технологической инициативы (НТИ) и объявил конкурс с немного загадочным названием “Инженер-дивергент-2017”. О перспективах развития инженерного образования в беседе с нашим корреспондентом размышляет ректор СПбПУ академик Андрей РУДСКОЙ.
— Андрей Иванович, в вашем университете родилось ставшее уже классическим определение “инженерный спецназ” — тот, который во всеоружии знаний и умений приходит на помощь экономике и устремляется в прорыв. Именно таким кадрам предстоит действовать на ключевых направлениях НТИ. Но инженер — профессия массовая; кроме специалистов элитного уровня нужны грамотные командиры линейных производств, операторы сложнейших технологических установок…
— Начну с того, что ВИК, проводившийся третий раз, а в полноценном формате, пожалуй, второй, — прекрасное начинание, системный инструмент для взаимодействия образования и индустрии, которого нам недоставало. Это зонтичная программа, включающая как обсуждение стратегических вопросов, так и соревнования, личные и командные, причем “под зонтик” поместились и профессиональные конкурсы наших ведущих корпораций — РОСНАНО, “Росатома”, РЖД, “Росэлектроники”, “РусГидро”… Так что смотр молодых дарований был рассчитан на все категории инженеров. 
Будем реалистами: традиционная экономика в России пока преобладает. На проектной сессии ВИК приводились данные: для этого сектора готовится до 70% инженеров, еще 20% — для высокотехнологичной экономики, а для нарождающейся экономики будущего — оставшиеся 10%. Это и есть инженерный спецназ. В таких пропорциях формируется и состав базовых кафедр на высокотехнологичных предприятиях. Структура инженерного образования может меняться лишь с изменением структуры нашей экономики. Готовы ли вузы ускорить эти перемены? Опыт СПбПУ доказывает: не только готовы, но и обязаны, в соответствии с модернизационной миссией университета. 
Например, одним из увлекательных разделов конкурса оказалась экспериментальная деловая игра “Технотлон”, придуманная и уже опробованная в Политехе. Мы сформировали команды будущих инженеров из разных вузов и разного профиля (конструктор, менеджер, расчетчик, аналитик, коммуникатор), дали им задания, предложенные корпорациями. “Технотлон” включал в себя “Кубок конструкторов” и “Кубок директоров”. “Директорам” предстояло в течение двух дней построить модели будущего, предложить опережающую схему развития корпорации в парадигме НТИ. “Конструкторы” должны были в те же сроки “выдать” технологические новинки, изобретения. Команды-победители порадовали свежими и смелыми решениями как глобальных, так и сугубо прикладных задач именно благодаря синергии компетенций и навыкам сотворчества. 
Такие мобильные междисциплинарные коллективы — чем не модель оптимизации рынка труда в условиях неизбежного сокращения числа инженерных мест вследствие внедрения автоматизации, роботизации, цифровых производств?! Системы искусственного интеллекта будут забирать на себя не только рутинные операции, но и все больше элементов традиционного инженерного творчества. Современные вычислительные машины превосходят возможности мозга и в ряде случаев способны создать продукт, который находится за гранью интуиции разработчика. 
— Как раз интуиция считается искрой Божьей, отличающей инженера — конструктора и исследователя — от ремесленника. Вы не видите в этом тренде угрозу самой инженерной профессии?
— Абсолютно никакой угрозы! Напротив, автоматизация расчетов, компьютерное моделирование и цифровое конструирование, 3D-печать развязывают руки разработчику, открывают перед ним новые горизонты для создания еще более совершенных продуктов и технологий, в том числе вычислительных систем! Так через накопление знаний действует своеобразный “биокомпьютерный мультипликатор”, приумножающий научно-технологический прогресс. 
Возьмем деятельность признанного лучшим в России Инжинирингового центра СПбПУ, выполняющего НИР и ОКР по заказам ведущих отечественных и зарубежных компаний. Его сотрудники (к ним подключаются и продвинутые студенты) буквально встроены в технологические цепочки мировых лидеров, среди которых автомобильные “монстры” вроде BMW, Audi, Bugatti Automobiles, Daimler (Mercedes-Benz), Ferrari, Ford Motor Company. Параллельно Центр помогает АВТОВАЗу, КАМАЗу, УАЗу и другим предприятиям России решать сложные и престижные задачи по выпуску глобально конкурентоспособной продукции. Замечательное свидетельство тому — проект создания линейки отечественных автомобилей премиум-класса (проект “Кортеж”). В основе этого, подчеркну, творческого лидерства — применение цифрового моделирования и проектирования, разработка новых материалов и аддитивных технологий, что актуально для всех отраслей промышленности. Не случайно именно Политех в лице проректора по перспективным проектам профессора А.Боровкова возглавил рабочую группу TechNet — единственного кроссотраслевого направления НТИ. 
— НТИ как комплексная программа по обеспечению конкурентоспособности нашей экономики “заточена” на рынки будущего и сетевые технологии — AeroNet, AutoNet, MariNet, EnergyNet, NeuroNet… Какими качествами должны обладать инженеры новой формации, чтобы не запутаться в этих сетях?
— Горизонт программы — 2035 год, что далеко, но не за гранью интуиции! Прошлым летом наш вуз принимал членов президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России (см. снимок. — Ред.). Открывая ту встречу, председатель Правительства России Дмитрий Медведев призвал участвующие в НТИ вузы привлекать студентов к решению технологических задач — тогда это будет полезно для университета и формирования молодых специалистов. Такой подход мы и практикуем, создав Институт передовых производственных технологий. В нем уже ведется подготовка глобально конкурентоспособных специалистов по магистерским программам “Компьютерный инжиниринг и цифровое производство”, “Лазерные и аддитивные производственные технологии”.
В Политехническом разработана одобренная Президентом страны концепция мегапроекта “Фабрики будущего”. Приступив к ее реализации, двигаясь от цифровой к умной и виртуальной моделям, приходим к пониманию роли инженера в безлюдной и безбумажной экономике. Среди особенностей его формирования на первое место поставлю глубокую, поистине университетскую подготовку в области фундаментальных наук. Много и, наверное, справедливо говорится о значении менеджмента в экономике, но в ее высокотехнологичной сфере обычно преуспевают те компании, где правят бал “фундаментальные инженеры”! 
Основной принцип Политеха, как и других ведущих вузов мира, — опережающая подготовка специалистов. Тот, кто не передает студентам знания и технические идеи с переднего края промышленности и науки, обречен на отставание. Традиционная для нашего университета связь с предприятиями незыблема, но дуальная модель обучения обретает новые формы. Не просто базовые кафедры, а совместные лаборатории, или R&D-центры, как на объединении “Звезда”, — для исследования двигателей и одновременно подготовки дизелестроителей, которых уже не придется переучивать. Отмечу и базовую кафедру на одном из ведущих российских разработчиков газотурбинных двигателей АО “Климов”, где политехники участвуют в создании продукции завтрашнего дня. Мы ценим умение студента учиться самостоятельно — Политех входит в Ассоциацию вузов открытого образования под эгидой Минобрнауки РФ. Система, при которой один (лектор) вещает, а другие (студенты) внимают, выглядит все более ретроградной. Преподавателям тоже полезно учиться у студентов, хотя бы умению ориентироваться в информационных потоках и управляться с гаджетами.
Инженерам периода набравшей силу НТИ предстоит работать в глобальном информационном пространстве, извлекать из мировых сетей блоки готовых разработок для создания оригинального продукта в интересах своей компании, страны, а возможно, и цивилизации. Уверен, несмотря на текущие политические сложности, произойдет интернационализация производства. Конкурировать будут творческие коллективы с междисциплинарной тематикой и причудливой географией — этот “Технотлон”-2035 потребует от участников быть эрудитами и дивергентами. 
— Дивергент, что в переводе с английского означает “расходящийся”, “отклоняющийся”, — очередная смысловая инновация от Политеха? По одноименному роману молодой американки Вероники Рот снят фильм-антиутопия, героиня которого наделена нестандартным мышлением и генетической способностью работать с представителями разных фракций, на которые жестко разделено общество… 
— Я смотрел этот фильм, он не бесспорен. Понятие “дивергент” мы наделяем более широким смыслом: всесторонне подготовленный лидер, способный влиться в многопрофильный коллектив и повести его за собой, помочь каждому проявить свои лучшие качества, как было в нашем “Технотлоне”. Конкурс “Инженер-дивергент-2017”, который пройдет в университете в марте, — тест на междисциплинарные знания и готовность их применить в конкурентной среде. Состоится он по инициативе Гуманитарного института Политеха, а рассчитан на студентов технических направлений. Их ждут три этапа испытаний — проверка знаний по истории, русскому и иностранным языкам, участие в художественных квестах и мастер-классах и представление собственных проектов по преобразованию окружающей среды — дань Году экологии.
Этим конкурсом мы продолжаем линию на подготовку в стенах университета гармоничной личности, просвещенного интеллигента, каким всегда был российский инженер. Дивергенция — это, по сути, развитие человеческого капитала, для которого нужен не только инженерно-технологический, но и гуманитарно-культурологический фундамент. И он у нас прочный. 
Гордость Политехнического — Белый зал, называемый Северной филармонией: не только концертная площадка города, но и база, на которой проводятся музыкальные семестры для студентов. В каком еще университете мира есть собственный концертный орган?! Органные концерты в Белом зале пользуются всеобщей популярностью. Наш уникальный музейный комплекс включает в себя Музей науки и техники и Культурно-просветительский центр “МАРАТА 64”. В университете два студенческих народных театра, выдающийся студенческий хор “Полигимния” — лауреат международных и всероссийских конкурсов. У нас формируется самый большой в городе студенческий стройотряд, действует военно-патриотический клуб. Эту часть университетской жизни мы рассматриваем как школу социокультурной активности, воспитывая в молодом поколении высокое чувство патриотизма и ответственности за Родину. Вообще, в основе политехнического образования — симбиоз культуры и техники… Об этом писал один из основателей нашего вуза министр финансов Российской империи Сергей Витте: “Воспитывать современного инженера без хорошей гуманитарной подготовки не только безнравственно, но и губительно для страны”.
Беседу вел Аркадий СОСНОВ

Нет комментариев