Чего не смогут роботы. Экономике будущего нужны производители знаний.

На торжестве по случаю празднования 110-го юбилея Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова (РЭУ им. Г.В.Плеханова) состоялась дискуссия о настоящем и будущем высшего образования. Мероприятие прошло в формате делового завтрака, на котором присутствовали глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева и другие высокопоставленные чиновники, а также представители крупного бизнеса и общественных организаций, ректоры и журналисты. К обсуждению были предложены вопросы, касающиеся востребованности и качества высшего образования, а также перспектив его трансформации в мировом и российском масштабах. Спикеры проявили единодушие в положительной оценке заслуг вуза-юбиляра перед выпускниками и страной, одновременно поделившись собственными критическими взглядами на те или иные подходы в управлении образовательной средой в целом. 
После поздравлений в адрес старейшего российского вуза экономического профиля министр образования и науки обратила внимание на то, что во многих университетах и филиалах, реализующих программы данного направления, должное качество подготовки не достигнуто. Одним из барьеров для выпуска неэффективных экономистов, уверена она, должен быть высокий проходной балл абитуриентов, поступающих на эти специальности. Ольга Васильева также сообщила, что перед РЭУ им. Г.В.Плеханова поставлена задача разработки адаптивных программ по повышению финансовой грамотности населения, которые, по ее словам, “будут способствовать росту производительности труда и улучшению экономического климата в нашей стране”. Министр в очередной раз подтвердила, что объем госзадания для вузов на 2017 год не сокращен, а на увеличение зарплат преподавателям выделено дополнительно 60 миллиардов рублей.
Глава Минпромторга Денис Мантуров напомнил, что реальный сектор экономики нуждается в выпускниках университетов, готовых включиться в работу по специальности сразу по окончании вуза. “За прошлый год в стране введено в строй более 200 предприятий, где применяются новые технологии и подходы”, — сказал глава Минпромторга, подчеркнув, что для подготовки компетентных кадров необходимо “работать со стандартами”. По его данным, уже утверждено более 850 профстандартов, 310 — по специальностям, востребованным в промышленности, и половина из них связана с междисциплинарными знаниями. Денис Мантуров также возложил большие надежды на инжиниринговые центры вузов (с 2013 года их создано уже почти 50), в которых “стыкуются” фундаментальная и прикладная наука, а участие в реальных заказах прививает студентам вкус к будущей профессии. 
Готовит специалистов “под себя” и “Ростех”, открывший в РЭУ им. Г.В.Плеханова базовую кафедру, где преподают ведущие специалисты, руководители предприятий и холдингов. Об этом в своем выступлении упомянул генеральный директор корпорации Сергей Чемезов, по мнению которого практическую часть знаний студентам следует давать в равной мере с теоретической и “лучше в прямом контакте со специалистами-практиками”. Наиболее важным качеством профессионала гендиректор считает обучаемость, а также способность принимать нетривиальные решения. 
Высшее образование должно быть прежде всего фундаментальным, уверен вице-президент “Роснефти”, выпускник РЭУ им. Г.В.Плеханова Михаил Леонтьев. “Никакого образования, кроме высшего, современной экономике не нужно. Вопрос, каким оно должно быть. Сейчас мы наблюдаем тенденцию к соединению высоких компетенций в профессиональной сфере с человеческим невежеством. Экономика эпохи четвертой промышленной революции, “Индустрии 4.0”, будет основана на всеобщем проникновении технологий, капитала, знаний, и специалисты будущего в этой роботизированной экономике — это люди, которые способны создавать то, чего не могут роботы, — новые, уникальные знания и умения”, — пояснил Михаил Леонтьев. В качестве примера подготовки кадров с классическим фундаментальным образованием он привел “раннюю Плехановку”, в которой уже на первых курсах преподавали все лучшие профессора и не было такого выпускника, который, помимо профильных дисциплин, не знал бы географии, строения Вселенной или основ биологии. 
О необходимости пересмотра системы распределения контрольных цифр приема заявила председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, также окончившая Плехановский университет. Она сообщила, что по поручению Президента РФ готовится программа структурных реформ и существенный вклад в переориентацию экономики и достижение новых темпов экономического роста должна внести система образования. Однако, как свидетельствуют приведенные руководителем Счетной палаты цифры официальной статистики, между реальными потребностями в специалистах с высшим образованием и распределением бюджетных мест есть определенный дисбаланс. Более всего этих кадров не хватает в биологической, сельскохозяйственной и медицинской отраслях, в то время как в сфере образования их требуется менее всего. Однако, к примеру, объем контрольных цифр приема на специальности здравоохранения в 2016 году уменьшился на 13%, а на педагогические направления вырос на 3%. “Необходимо серьезно оценить, кого и для чего мы готовим”, — заключила Татьяна Голикова.
Не пожалела добрых слов в адрес наших вузов региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии рейтинговой компании QS Зоя Зайцева. “Я горжусь тем, что российское образование продвигается в мировых рейтингах, но сохранение самоидентичности российских университетов и их традиций, а в каких-то случаях — восстановление этих традиций, на мой взгляд, не менее важно, чем повышение конкурентоспособности на международном уровне”, — сказала она. Добавив, что за рубежом растет интерес к получению высшего образования в России, З.Зайцева пожелала всем отечественным университетам “больше рассказывать о своих достижениях и достоинствах и, сохраняя традиции, идти в ногу со временем”.
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото пресс-службы 
РЭУ им. Г.В.Плеханова

Нет комментариев