Их известность еще впереди. Архив РАН демонстрирует научные рисунки как арт-объекты.

Хотите ощутить восторг познания нового в том, что, казалось бы, давно знакомо? Зайдите на выставку “Научный рисунок в трудах ученых — членов Академии наук”, что до 24 марта открыта в Архиве РАН, расположенном в столице на Новочеремушкинской улице, 34. Сегодня здесь представлено всего два направления научного рисунка — биологический и технический, но и они вызывают бурю эмоций. Прежде всего, потому, что принадлежат перу, кисти, карандашу таких великих ученых, как основоположники эволюционной морфологии животных Алексей Северцов и биогеоценологии Владимир Сукачев; генетик Александр Серебровский; пионеры отечественного самолето- и ракетостроения Яков Гаккель, Фридрих Цандер, Константин Циолковский; полярный исследователь Петр Ширшов, астроном Алексей Ганский и др. Материалов в хранилищах гораздо больше, но для начала и этого довольно, чтобы оценить, нужны ли такие экспозиции. Научные рисунки Леонардо да Винчи давно обрели мировую славу, так почему бы не дать известность работам российских мыслителей? Имена большинства из них в нашей памяти связаны с конкретными отраслями науки, но, оказывается, они были еще и удивительно талантливы и как графики, и как акварелисты, и как рисовальщики…
Выставку — один просторный зал — можно обойти быстро, но не стоит спешить. Рисунки большей частью неяркие, но удивительны точностью линий. При этом нет небрежной вольности движения руки, каждый штрих отражает знание. Ведь создавали их не для того, чтобы поразить или, не дай бог, шокировать зрителя. Исследователь годами ответственно фиксировал свои наблюдения, чтобы изученное явление сделать достоянием всего общества. Вот и вглядываемся мы спустя десятилетия, а то и столетие с лишним в череду картонок, синеватых или бежевых тетрадных листков, поражаясь способности автора увидеть, проследить, осознать, разложить и отобразить, скажем, стадии процесса “умирания шелковичной бабочки”… Может, мучающую философов тему смерти стоит обсуждать, подходя к ней с точки зрения микробиологии? Так, скажем, как сделали лауреат Нобелевской премии в области физиологии или медицины Илья Ильич Мечников и его супруга Ольга Николаевна — профессиональный художник, превратившая небольшие натурные рисунки ученого, зафиксировавшие научные наблюдения в окуляр микроскопа, в крупные двусторонние плакаты для студентов. На них отображены деструктивные изменения в простейших организмах. Но как это соотносится с философией жизни всего сущего на планете! 
Знаю, что иные читатели фыркнут, прочтя предыдущие строки. Мол, “кому сейчас это нужно? Все есть в Интернете”. Во-первых, не все. Во-вторых, в Интернете, увы, часто факт, выданный за истину в последней инстанции, не соответствует действительности. А в-третьих, настоящие ученые умеют разглядеть в общем самое важное и составить целостное представление из мельчайших разбросанных деталей. Вот и организаторы экспозиции, среди которых руководитель музейно-выставочного и реставрационного центра Архива РАН член-корреспондент РАН и академик РАХ Александр Толстиков, а также коллектив музейно-выставочной группы, возглавляемый доктором культурологии Ириной Урминой, утверждают, что, “несмотря на развитие техники фотографирования, рисунок сохраняет и, видимо, всегда будет сохранять свою роль в научном исследовании. Хотя бы потому, что позволяет в одном изображении отразить детали строения, которые на одной фотографии вместе показаны быть не могут”… 
Конечно, располагай архив бóльшими возможностями, эти работы стоило бы демонстрировать под огромными лупами, с подсветками, репликами в увеличенном размере, сопровождать рассказами аудиогидов: кому-то захочется услышать подробнее про трипланы Я.Гаккеля, кому-то — про игры на привязи вокруг космической ракеты в представлении Константина Циолковского. Ведь авторы научных рисунков знали куда больше нас о том, что изображали, потому, что сами участвовали в экспедициях и экспериментах, работали на полигонах и испытательных станциях. Главное в демонстрируемых рисунках не буйство фантазии, а полная достоверность, возбуждающая драйв познания. Вглядывайтесь, будущие мыслители: вот из каких кирпичиков сложилось то, что позже удостоено было Нобелевской премии…
Жаль, что у Архива РАН нет ничего из современных экспозиционных инструментов. Коллектив все выставки устраивает практически на голом энтузиазме, вовсе без или с минимальной материальной поддержкой этой просветительской и, безусловно, научной работы. Словом, зайдите на эту выставку. Она открыта в будни с 11 до 17 часов, а в выходные — по заявкам групп с участием экскурсовода — профессионального искусствоведа (тел.: (499) 129-11-56). И вы настроите детей на действительно достойный результат труда, убедитесь, что умные научные выставки — произведение искусства, и запомните, что прав был Микеланджело, утверждавший: “Рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки”.
Елизавета Понарина
Фото автора

Нет комментариев