Скелет раздора

Индейцы похоронили Кенневикского человека. Останки, которым 9000 лет, были объектом научных исследований, но и яблоком раздора на протяжении двух десятилетий. С подробностями — Seattle Times.

Скелет, о котором идет речь, — наиболее полный из доисторических находок такого рода на территории Северной Америки. Кости были найдены двумя подростками в районе строительства военного объекта на берегу реки Колумбия близ города Кенневик в штате Вашингтон в 1996 году. В середине февраля этого года Кенневикского человека фактически перезахоронили в соответствии с вековыми погребальными ритуалами где-то на Колумбийском плато. Это положило конец 20-летней истории трехсторонней тяжбы: ученые, исследуя скелет в стремлении уточнить происхождение аборигенного населения Северной Америки, были против его преждевременного захоронения, права на скелет заявляли военные, в чьем ведении находилось место обнаружения древнейших на континенте останков и была возложена ответственность за сохранность объекта, и сразу же после обнаружения Кенневикского человека своим объявили его индейцы. Несколько индейских племен требовали срочного погребения скелета без какого-либо исследования, так как формально — по возрасту останков — он подпадал под Акт о репатриации и охране захоронений коренных американцев (Native American Graves Protection and Repatriation Act). Все годы судебных разбирательств и антропологического, а также генетического анализа Кенневикский человек оставался экспонатом Музея естественной истории и культуры имени Бёрке (Burke Museum) в Сиэтле.
О своих правах на Кенневикского человека заявляли племена Колвилл, Уматилла, Якама, Нец Персе и Ванапум, при этом образцы ДНК для сопоставления с геномом Кенневикского человека из всех перечисленных предоставили только индейцы Колвилл. Многие группы современных индейцев несут генетические следы сибирских предков, пришедших на Аляску по древнему Берингову перешейку. Но, судя по черепу, Кенневикский человек имеет иное происхождение. Сравнение его ДНК, выделенной в микроскопических количествах из кости пальца, с геномами десятков этнических групп как Северной, так и Южной Америки, которое в 2015 году провел известный датский палеогенетик Эске Виллерслев (Eske Willerslev) из Университета Копенгагена (University of Copenhagen), свидетельствует о тесном родстве Кенневикского человека с современными коренными американцами. Наиболее близкими оказались индейцы Колвилл. Согласно закону, который был подписан еще Бараком Обамой, останки Кенневикского человека должны были быть переданы членам конфедерации племен резервации Колвилл. Их погребение состоялось 17 февраля, место захоронения индейцы держат в секрете.
Изображение с сатйта www.archaeology.org