Ближе к быту. Россияне сторонятся высоких технологий.

Далеко не все инновационные продукты становятся предметами повседневного обихода. Это может происходить в силу различных причин: индивидуальных представлений о полезности, потенциальных рисках использования или же стереотипов, связанных с отдельными технологиями. Примером здесь служит ситуация с генетически модифицированными продуктами, которые, как показывают международные исследования, вызывают недоверие и, как следствие, низкий спрос у значительной части общества. Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ решили выяснить, каковы приоритеты в отношении технологических инноваций у россиян. Данные очередной волны Мониторинга инновационного поведения населения, который проводит ИСИЭЗ, позволяют оценить, какие виды технологий предпочитают граждане.
Оценка проведена по итогам массового опроса населения, в ходе которого респондентам был задан ряд вопросов о желании воспользоваться определенной технологической новинкой. Перечень инновационных продуктов, представленных в анкете, был разработан на основании Прогноза научно­технологического развития РФ на период до 2030 года и сгруппирован по семи приоритетным направлениям. В рамках каждого из них представлены несколько товаров или услуг, которые могут быть использованы в повседневной жизни.
Результаты опроса показывают, что спрос россиян на новые технологии сравнительно невысок — ни одно из технологических решений не заинтересовало более половины опрошенных. Для сравнения, аналогичные исследования, проведенные в 2008 и 2010 годах, показали совсем иную картину — в среднем порядка двух третей опрошенных высказали желание воспользоваться сразу несколькими продуктами.
Наибольший интерес россияне проявили к таким технологиям, как бытовая солнечная батарея, устанавливаемая на крыше дома (51%), умная одежда, меняющая свои свойства в зависимости от погодных условий (50%), бытовые датчики загрязнения среды, предупреждающие о наличии вредных веществ в воздухе или воде (50%). 
Любопытные особенности наблюдаются в социально­демографических характеристиках потенциальных пользователей этих технологий. Заметный интерес к солнечным батареям проявляют как респонденты, крайне позитивно оценивающие роль науки в современном обществе, так и те, кто имеет негативную позицию по этому вопросу. Напротив, среди потенциальных пользователей умной одежды оказались лишь “адепты науки”, верящие в безоговорочную пользу научных исследований.
Крайне прохладное отношение у россиян к “экотехнологиям”: одежде из переработанных отходов (только 16% — за), синтезированным мясным продуктам (14%) и питательному печенью из перемолотых в муку сверчков (13%). Основными причинами низкого спроса на эти продукты оказываются непонимание респондентами выгод от их использования в повседневной жизни, а также вызываемые ими чувства беспокойства и тревоги. 
Такие же опасения есть и в отношении медицинских инноваций (редактирование генома будущего ребенка — поддерживают только 22%, имплантируемые датчики здоровья — 19%, генодиагностика — 17%). Самыми же “бесполезными”, с точки зрения россиян, оказались новые технологии в сфере городского транспорта (каршеринг — 55% против и беспилотное такси — 50%) и такое решение из сферы рационального природопользования, как биотопливный мини-­завод (49%). Почти половина опрошенных мотивировали свой отказ от их использования тем, что не испытывают в них нужды.
В целом, собранные данные демонстрируют, что даже при наличии определенной заинтересованности в представленных технологиях среди них пока нет таких, которые можно было бы обозначить как безусловно востребованные россиянами. Ожидаемая “полезность” технологии также не всегда является решающим фактором для ее принятия населением. Многие перспективные решения не принимаются, прежде всего, в силу ограниченных доходов, а иногда и этических соображений.
Юрий ВОЙНИЛОВ,  
Константин ФУРСОВ

Нет комментариев