Капсула времени

Доисторическая фабрика красок обнаружена в южноафриканской пещере Бломбос — охряная смесь хранилась в раковинах моллюсков, рядом с инструментами для ее приготовления. Об этом сообщает New Scientist.
“Охра могла использоваться в среднем каменном веке (мезолите) в символических целях — для раскрашивания тела и одежды”, — считает профессор Кристофер Хеншилвуд (Christopher Henshilwood) из Института эволюции человека при Университете Витвотерсренда (Institute for Human Evolution at the University of the Witwatersrand) в Йоханнесбурге. Он возглавлял международную группу исследователей, обнаруживших место производства жидкого охряного красителя в пещере Бломбос близ Кейптауна в 2008 году. Сейчас результаты изучения объекта представлены в журнале Science (14 October 2011). Два набора инструментов, датируемые одним и тем же периодом и разделенные в пространстве, найдены, судя по всему, именно там, где они использовались первобытным человеком. Все, что осталось от фабрики сегодня, — это, кроме собственно охры, кости животных, уголь, камни-жернова и сделанные из такого же камня-кварцита молотки для измельчения природного пигмента, глинистого минерала, окрашенного оксидами железа в желтый цвет (красной охра становится после обжига желтой охры). “Открытие представляет важную веху в эволюции сложного человеческого мыслительного процесса, поскольку показывает, что люди были способны умозрительно получать, объединять и хранить субстанции, которые позже будут использованы для повышения их социальной активности”, — поясняет Хеншилвуд. Предполагается, что охряной раскраской украшали тело, возможно, с символическим подтекстом. Но есть также версия о том, что эта краска наносилась для отпугивания насекомых, ее приводит New Scientist. Настенной живописи ни в этой пещере, ни в ее окрестностях не обнаружено.
Судя по найденным в пещере предметам, технология приготовления красителя была такова: охру растирали в порошок с помощью кварцитовых орудий, а косточки животных использовались для смешивания порошка с другими веществами, в частности с углем и костяным порошком. Но некоторые кости обуглены, на основании этого ученые предполагают, что их держали над огнем для того, чтобы расплавился жир костного мозга, и этот жир соединял порошко­образные компоненты в удобную для нанесения на поверхность размазываемую смесь. Среди компонентов такой краски была и кварцитовая крошка, она цементировала смесь, а жидкостью, в которой все перемешивалось, могла быть, по мнению ученых, моча. Вся “фабрика” сохранилась в одном месте благодаря тому, что, после того как люди покинули пещеру, ее засыпало занесенным с ветром песком и она как бы запечаталась, превратившись, по выражению Хеншилвуда, в “капсулу времени”. Ученые отмечают также, что ближайший к пещере Бломбос источник охры находится в 20 км от нее, следовательно, Homo sapiens был способен планировать и организовывать свои действия уже спустя 50-100 тысяч лет после своего возникновения как вида.