Поиск - новости науки и техники

Способ для способных. Победителей олимпиад тянет на запад.

Заседание Российского совета олимпиад школьников (РСОШ) его председатель, ректор МГУ Виктор Садовничий начал с констатации факта: отношение к олимпиадам как к аналогу ЕГЭ – позади. Сегодня, считает он, все согласны, что без них система поиска одаренных ребят не была бы полной. Свидетельством высокого уровня доверия общества к олимпиадам РСОШ и удовлетворения его работой может служить существенное снижение числа обращений граждан в Минобрнауки РФ, Рособрнадзор, непосредственно в Совет олимпиад с замечаниями. В адрес совета олимпиад за год поступил 18 541 звонок, причем большинство из них было связано с активизацией олимпиадной работы в регионах. Вторым достижением РСОШ можно считать то, что стало более качественным взаимодействие вузовского и учительского сообществ. Перестроечные годы оторвали среднюю школу от высшей, результатом чего стал и разрыв в качестве образования. Олимпиады РСОШ эти две ступени образования соединили: задания нестандартно, творчески интерпретируют материал школьной программы, тем самым согласуя требования школы и вуза в отношении “планки” знаний школьника.
Важнейшим итогом олимпиадного года стало формирование в различных субъектах Федерации мощных олимпиадных центров: это Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Красноярск, Новосибирск, Томск, Казань, Челябинск, Пермь, Нижний Новгород. И конечно, Москва и Санкт-Петербург. Множество олимпиадных инициатив были объединены в интеллектуальных соревнованиях, проводимых ведущими вузами регионов. “Уходит в прошлое хаотичность олимпиадного движения, оно становится отстроенной и сбалансированной системой”, – отметил председатель РСОШ. Сформированные вузовские консорциумы сотрудничают с органами государственной власти и крупными корпорациями. Так, олимпиада “Нанотехнологии – прорыв в будущее” проводится при участии ОАО “РОСНАНО”, олимпиада МИФИ – при участии Росатома, Департамент образования города Москвы задействован в организации четырех олимпиад.
Виктор Садовничий отметил, что изменился характер академической мобильности олимпиадников. Раньше очень многие школьники ориентировались на столичные вузы, теперь с каждым годом все больше олимпиадников выбирают интеллектуальные соревнования, организуемые в других регионах. Например, в открытой межвузовской олимпиаде Сибирского федерального округа “Будущее Сибири” участвуют учащиеся не только из Сибири и с Дальнего Востока, но и из Белгородской области, из Башкортостана. В Менделеевской олимпиаде, которую проводит МГУ, и Межрегиональной олимпиаде школьников Высшей школы экономики заметно выросло количество участников из стран СНГ. В прошедшем учебном году олимпиада “Ломоносов” прошла на 18 региональных площадках, в том числе в Алтайском, Белгородском, Волгоградском, Мордовском, Ставропольском, Кабардино-Балкарском, Кемеровском и Башкирском государственных университетах, а также в Южном федеральном.
Во время встречи актива Российского союза ректоров (РСР) с председателем Правительства РФ Владимиром Путиным в августе поднимался вопрос о государственной поддержке олимпиад. По итогам мероприятия премьер дал поручение Минобрнауки и Минфину РФ совместно с РСР подготовить предложения о формах господдержки и критериях отбора достойных ее олимпиад. Виктор Садовничий считает, что рекомендации РСОШ к государственной поддержке могут получать от одной до трех олимпиад по каждому предмету, набравшие наибольший средний балл по итогам индивидуальных экспертиз-заявок. Что же касается форм господдержки, то В.Садовничий предложил предоставлять оргкомитетам зарекомендовавших себя олимпиад гранты на разработку уникальных творческих олимпиадных заданий, развитие олимпиадных сайтов, поддержку участия в олимпиадах детей-инвалидов, детей-сирот и детей из малоимущих семей (в частности, обеспечить им проезд на очные туры). Важно поддерживать и энтузиастов олимпиадного движения – профессоров и педагогов.
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов выступил за расширение списка олимпиад – включение в него интеллектуальных соревнований по предметам, не входящим в школьную программу: социологии, политологии, лингвистике, маркетингу, менеджменту. Он также высказал мнение, что олимпиады, в первую очередь, один из главных инструментов поиска талантливой молодежи и они не должны превращаться просто в способ поступления в вуз. Ярослав Кузьминов предложил давать право зачисления в высшее учебное заведение лишь дипломантам, имеющим “олимпиадное портфолио”, то есть участвовавшим в олимпиадах в течение нескольких лет обучения в школе. С ним не согласился академик А.Некипелов: “Нет ничего плохого в том, что олимпиады – способ поступления в вуз: это не простой, а более сложный способ”. Как считает академик, победитель есть победитель, независимо от того, принимал он раньше участие в олимпиадах или нет. Ключевой вопрос – качество интеллектуальных соревнований.  
Участникам заседания представили результаты экспертизы заявок на включение в Перечень олимпиад школьников текущего учебного года. Из 336 заявок организаторов предметных олимпиад по результатам более 3245 индивидуальных экспертиз были отклонены 162 (48%). По количеству заявок с большим отрывом лидирует Центральный федеральный округ (181 заявка), замыкают этот рейтинг Дальневосточный (37) и Северо-Кавказский (32) федеральные округа. Эти цифры, считает В.Садовничий, примерно коррелируют с количеством университетов в округах.
Куда идут учиться победители олимпиад? Вузы, в которые было зачислено от 50 до 99 дипломантов, составляют 12% от общего количества высших учебных заведений. Вузов, принявших от 501 до 1000 человек, – 1%, а от 1 до 9 – 43%. Это говорит о том, что очень многие российские университеты не могут похвастаться наплывом льготников – дипломантов олимпиад. Интересные тенденции выявило исследование академической мобильности победителей и призеров олимпиад школьников выпускных классов, проведенное Российским союзом ректором и представленное генеральным секретарем РСР Ольгой Кашириной. Были проанализированы предпочтения в выборе вуза 57% дипломантов (8113 человек). Исследование показало, что возрастает роль региональных олимпиадных центров, становятся разнообразнее формы проведения интеллектуальных соревнований (дистанционные туры, активное интернет-продвижение и другие), развиваются сетевые формы взаимодействия организаторов олимпиад. Выявилось также такое явление, как отрицательная мобильность – дипломанты уезжают из Дальневосточного и Сибирского федеральных округов в высшие учебные заведения других регионов. Например, в Уральском федеральном округе остается учиться в вузах только 15% собственных победителей олимпиад, зато есть солидный приток из соседнего Сибирского округа. Особенно серьезно стоит вопрос для Дальнего Востока: ЕГЭ и олимпиады создали мощный механизм оттока оттуда способных ребят. Та же проблема – в кавказских республиках. “Способный человек должен получать качественное образование, но проблема серьезная, надо обсуждать”, – признал В.Садовничий. Владимир Курилов, проректор по учебной и воспитательной работе Дальневосточного федерального университета, заметил: “Не в олимпиадах и ЕГЭ дело. Чтобы удержать молодежь, нужно создавать другую среду. После введения ЕГЭ уехало сразу полторы тысячи абитуриентов, в следующие годы – меньше”. Заместитель министра образования и науки Максим Дулинов его поддержал: “Надо создавать условия жизни там, но мы не можем решить все проблемы региона только силами системы образования”.

Наталия БУЛГАКОВА
Фото с сайта www.rsr-online.ru

Нет комментариев