Прогрессом по агрессии. От информационных угроз защитит всеобщая медиаграмотность.

Российские эксперты в сфере медиаобразования с 2007 года проводят конференции, посвященные изучению влияния СМИ на человека. Продолжил эту традицию состоявшийся недавно в Москве международный форум “Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению”. Одной из ключевых его тем стала проблема негативного воздействия информационных потоков на формирование личности. Организаторы форума — Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Евразийская ассоциация педагогических университетов, Ассоциация развития педагогических университетов и институтов, Ассоциация специалистов медиаобразования. Конференция прошла на двух площадках (в том числе и в МПГУ) с участием порядка 200 специалистов из России, других стран СНГ, Европы и Азии. 

Медийно-информационная грамотность, по мнению экспертов, должна быть ключевой компетенцией современного педагога. Подростков и молодежь необходимо научить ориентироваться в расширяющемся поле информации, переключить на позитивный контент, помочь им социализироваться в медиасреде и развить критическое мышление. Об общемировом уровне данной задачи свидетельствовал и многонациональный состав участников конференции, и, в частности, выступление директора Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Тао Чжань. Он заявил об общности целей его института и МПГУ, назвал работу университета по развитию медианаправления в образовании передовой и пообещал ей поддержку со стороны своих коллег. 
Московский педагогический государственный университет действительно претендует сегодня на роль флагмана вузовского медиаобразования: в прошлом году здесь открылась первая в России кафедра ЮНЕСКО, готовящая магистров по соответствующим специальностям. Как сообщил ректор МПГУ Алексей Лубков, конкурс на бюджетные места кафедры составил порядка семи человек на место. 
По его данным, сегодня примерно 44% детей в РФ проводят в Интернете “практически круглые сутки”, 30% имеют симптомы компьютерной зависимости.
— Известно, какой негативный опыт получают они в интернет-среде при отсутствии контроля, — отметил ректор. — Вопрос медиаинформационного сопровождения подростков — это масштабная государственная задача сегодняшнего дня. Ведь речь идет о противоборстве ценностей и смыслов, далеко не для всех очевидных. Многие представители подрастающего поколения плохо осведомлены о происходящем или не вникают в существо событий, и наша задача — завоевать их умы глубинным анализом и профессионализмом, а не лозунгами и манипуляциями. 
Алексей Лубков напомнил, что в практике российских педагогов накоплен немалый опыт работы по формированию медиаграмотности у школьников. К примеру, в процессе издания ученической прессы или разработки кино-, фото и видеоматериалов в школьных студиях и редакциях. 
— Подготовка специалистов, которые могли бы профессионально заниматься такой деятельностью, пока не вошла в систему. МПГУ намерен стать научно-практической площадкой по разработке, апробации и внедрению программ медиа­образовательного профиля, и мы готовы поделиться опытом с другими педагогическими вузами, — заявил ректор. 
Заведующая кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиа­образования граждан Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ Ирина Жилавская отметила ряд факторов, которые необходимо учесть при формировании системной подготовки таких профессионалов. 
— У нас нет фундаментальных исследований влияния цифровой среды на ребенка, все они имеют локальный характер, и мы не знаем, как скажется это воздействие через пять-семь лет. Надо признать, что мы, педагоги, не успеваем за процессами, которые сейчас происходят.
Ученый подчеркнула, что, говоря о медиаобразовании как о составляющей профессионального образования педагогов или журналистов, не следует забывать и о массовом просвещении в этой области разных социальных групп населения. Необходимо помогать не только осваивать информационно-коммуникационные технологии, но и правильно оценивать предлагаемый им контент. 
— Важно наполнить медиапродукцию достойным содержанием. Бизнес формирует аудиторию в своих интересах, а социально-ответственные институты должны стремиться к иному результату, поэтому необходимо государственно-общественное взаимодействие, — уверена Ирина Жилавская. 
Об экономических причинах распространения агрессивного по отношению к подросткам и молодежи контента говорил в своем докладе и профессор департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Александр Шариков. Он, в частности, напомнил о жестком сопротивлении рекламного сообщества принятию ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”, инициированного общественностью. Дело тогда дошло даже до подмены текста проекта закона перед голосованием, своевременно обнаруженной юристами Госдумы. Профессор, как и его коллеги, считает, что противодействовать подобному лоббированию бизнес-интересов нужно с помощью совместных действий властных и общественных структур, включая организацию системного образования в сфере медиа и опираясь на базовые ценности. 
Тренд на удешевление процесса образования с помощью широкого внедрения ИКТ и дистанционного обучения — еще один фактор экономического характера, внимание к нему привлекла в своем выступлении на форуме Алла Холмогорова, заведующая лабораторией клинической психологии и психотерапии Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского, декан факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. 
Говоря об угрозах психическому здоровью детей и молодежи в условиях информационного общества, она привела результаты российских и международных исследований, свидетельствующих о том, что выбор в пользу виртуальных контактов приводит к повышению уровня дискомфорта у подростков при прямом общении с людьми из-за отсутствия коммуникативных навыков — и, как следствие, к социальной дезадаптации.
— Мы также обнаружили, что высокие показатели социальной тревожности свойственны студентам с суицидальной направленностью высокого риска, — сообщила профессор. 
Согласно данным одного из исследований, при выборе информационно-коммуникационных каналов виртуальные способы общения предпочитают 13% младших подростков, 28% старших и 37% юношей. Преобладающая часть представителей всех групп (более 60%) все еще считают “живую” форму общения наиболее комфортной, но опасные предпочтения растут. 
— Виртуальные контакты стали частью нашей жизни, однако важно, чтобы соблюдался баланс между ними и непосредственным человеческим общением. Удовлетворенность отношениями, крепость социальных связей и уровень социальной поддержки — это, как доказывают многочисленные исследования, главный буфер нашего здоровья. И сегодня он находится под угрозой, — предупреждает Алла Холмогорова.
Существенным вкладом в обеспечение информационной безопасности детей и молодежи должна стать Концепция внедрения медиаобразовательного профиля в систему педагогических вузов. По итогам форума участники подготовили базовый документ, который должен стать основой для ее создания.
Татьяна ВОЗОВИКОВА 

Нет комментариев