В среднем — выше. Призеры олимпиад и в вузах не отстают.

Влияние абитуриентов — победителей олимпиад на проведение приемной кампании в наиболее популярных вузах не осталось незамеченным. Имея возможность заявить о своих преимущественных правах сразу в пяти учреждениях ВПО, эти льготники нередко так и поступали, создавая собственный конкурс и отпугивая конкурентов с высокими баллами ЕГЭ. На момент же зачисления подлинники документов приносили, как правило, далеко не все. Было ли “давление” олимпиадников ощутимым в масштабах страны, и блещут ли они успехами, обучаясь в вузах? Ответы на эти вопросы должны были дать Исследование образовательных предпочтений победителей и призеров олимпиад и II Межвузовское исследование “Успеваемость студентов первого курса высших учебных заведений России”. Первое проводил в сентябре национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ-ВШЭ) в сотрудничестве с РИА Новости по заказу Общественной палаты РФ, второе — Российский союз ректоров с июля по октябрь 2010 года.
К участию в исследовании НИУ-ВШЭ были приглашены около 800 вузов. Сообщили, что предоставляли льготы олимпиадникам при приеме, 208 из них (около 26% от общего числа вузов с бюджетной формой обучения и дневным отделением). В минувшем учебном году дипломантами олимпиад стали 23 тысячи человек, 16 392 из них воспользовались льготами при поступлении, а зачисленных без вступительных испытаний оказалось 8114 человек — лишь 1,6% от всего бюджетного приема. При этом особым предпочтением у них пользовались несколько десятков учебных заведений: по 100 и более олимпиадников зачислили только 35 вузов. Лидером, принявшим на первый курс более двух тысяч дипломантов (12% от их общего числа), оказался МГУ. НИУ-ВШЭ, зачисливший около тысячи, — на втором месте в рейтинге предпочтений, а третье занимает Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана с таким  же показателем. В первую десятку вместе с ведущими вузами Москвы и Санкт-Петербурга попали Сибирский федеральный университет и Национальный исследовательский Томский политехнический университет (примерно по 700 дипломантов).
В новом рейтинге НИУ-ВШЭ, как и в предыдущих, есть свои “зеленая” (куда попали вышеупомянутые 35 учреждений) и “красная” зоны. В последней фигурируют преимущественно региональные вузы, в том числе технические и классические университеты, в которые не поступил ни один абитуриент-олимпиадник.
Очевидно, что и впредь олимпиадники будут предпочитать наиболее сильные и популярные учреждения ВПО.
Демонстрируют ли такие абитуриенты повышенные способности к учебе на студенческом поприще? Согласно исследованию РСР, примерно половина первокурсников, зачисленных по результатам олимпиад, оправдывает свои довузовские показатели. Средняя оценка олимпиадников — 4,1 балла, это примерно на 0,3 балла выше, чем у остальных студентов. Наиболее высокой успеваемостью в вузах отличаются дипломанты нескольких олимпиад школьников: “Ломоносов”, “Физтех”, Межрегиональная многопрофильная олимпиада НИУ-ВШЭ, Межрегиональная олимпиада школьников “Будущие исследователи — будущее науки” и “Покори Воробьевы горы!”. Исследование основывалось на сравнении в первом и втором семестрах 2009/2010 учебного года отметок студентов, зачисленных на общих основаниях и на льготных, как победитель или призер олимпиады. В этом исследовании приняли участие 225 вузов, обучающих бюджетников и имеющих дневную форму обучения (данные запросили у 800 учреждений, ректоры которых являются членами РСР). В итоге эксперты получили сведения о 102 тысячах студентов, занявших при поступлении около 20% всех бюджетных мест. Выяснилось, что по ряду специальностей (“Социальные науки”, “Автоматика и управление”, “Культура и искусство”, “Приборостроение и оптическая техника” и другие) олимпиадники во второй сессии снизили результаты. Однако в целом, по общему показателю успеваемости, в числе этих студентов больше успевающих на уровне выше среднего, чем в рядах тех, кто поступал в вузы на общих основаниях (65 и 51,4% соответственно).
В СМИ регулярно публикуется весьма разнородная информация, полученная от ректоров и чиновников, об успехах и провалах дипломантов олимпиад. Например, по данным Рособрнадзора, в прошлом учебном году половина олимпиадников не справилась с первой сессией, а в этом их количество вдвое превысило число стобалльников ЕГЭ, что, согласно выводу главы ведомства Любови Глебовой, свидетельствует о недостаточно точной работе олимпиадного механизма по выявлению наиболее талантливых абитуриентов. Ректоры, с одной стороны, также указывают на невысокие баллы ЕГЭ по профильным предметам у многих дипломантов, с другой, как правило, отмечают у этой категории первокурсников проявление более выраженных способностей к получению вузовского образования по сравнению с другими. Претензии, конечно, тоже высказываются, и в основном они адресованы дипломантам олимпиад других вузов.
Логично предположить, что показатели преимущества победителей и призеров должны вырасти при условии повышения качества самих олимпиадных соревнований и совершенствования их организации. К этому стремится Российский совет олимпиад школьников (РСОШ), на последнем заседании которого были названы меры, принятые для ужесточения контроля за проведением этих интеллектуальных соревнований. В их числе — организация выездных инспекций, создание четких критериев оценки качества олимпиад и семикратное увеличение индивидуальных экспертиз олимпиадных заявок. В итоге этой деятельности в проект перечня на 2011 год вошли всего 77 олимпиад (для сравнения: в прошлом году их было 87, в 2008-м — 120). При этом география проведения олимпиад расширяется: теперь ими будут охвачены все восемь федеральных округов.
Кроме того, в Положении о проведении олимпиад школьников появились важные новации. Они закреплены приказом Минобрнауки, недавно утвержденным в Министерстве юстиции РФ. Так, юридическое определение получили комплексные олимпиады, что впредь должно помочь их организаторам избегать логических ошибок, объединяя задания по разным предметам. Нормой стало наличие не менее двух обязательных этапов при проведении соревнований для снижения вероятности “случайной” победы какого-либо участника. Приказ закрепляет конкретные временные границы проведения этих этапов: сентябрь-январь — для отборочного и февраль-март — для заключительного. В числе нововведений — принцип независимости методической комиссии и жюри олимпиад школьников. Отныне одновременная работа одного лица в обоих составах не допускается. Ожидаемое увеличение общего числа участников олимпиад школьников в следующем году (примерно на 30%) не означает, что количество дипломантов также вырастет. Обновленное положение предусматривает ограничение доли победителей на каждом обязательном этапе до 10%, а обладателей дипломов в целом — до 35% (ранее их было 45%).
Запланировано введение в действие еще одного правила, касающегося олимпиадников: Минобрнауки решило ограничить их право на внеконкурсное поступление одним вузом. РСОШ эту инициативу поддержал.

Татьяна Возовикова

Нет комментариев