Только ледоколом. Атомоходы остаются самым эффективным средством освоения Арктики.

Итоги недавнего арктического рейса атомохода “Россия” и перспективы атомного флота обсудили участники видеомоста “Москва — Санкт-Петербург”, организованного Российским агентством международной информации “РИА Новости”.
Цели высокоширотной экспедиции “Арктика-2011” были в первую очередь научными — она дала старт очередному годичному циклу исследований. Одной из задач рейса стала замена дрейфующих станций Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгид-­ ромета: СП-38 сняли, СП-39 высадили.
“Исследовательская полярная программа набирает обороты, становится конструктивной”, — отметил  начальник экспедиции Владимир Соколов, добавив, что “получение конкретных полезных результатов связано с новыми техническими и технологическими возможностями”. А от заместителя генерального директора “Росатомфлота” Андрея Смирнова журналисты узнали, что по итогам похода “России” госкорпорация “Росатом”, Росгидромет и Федеральное агентство морского и речного транспорта готовят совместные предложения по исследованию Арктики и развитию транспортного пути этого региона. По словам капитана “России” Александра Спирина, именно усилия российских атомщиков дают сегодня возможность продолжать активное изу­чение состояния атмосферы, льда и океана Арктики.
Всего в нашей стране было построено 10 атомоходов, и только она обладает таким типом судов. Сегодня в состав атомного флота России входят четыре двухреакторных ледокола (“Россия”, “Советский Союз”, “Ямал”, “50 лет Победы”) и два однореакторных мелкоосадочных (“Таймыр” и “Вайгач”). Стоит отметить, что несколькими днями ранее глава “Росатома” Сергей Кириенко сообщил: существующий российский атомный ледокольный флот может обеспечивать работу Северного морского пути до 2019-2020 годов. Ресурс ледоколов “продлили довольно прилично”, но новые суда все равно будут нужны. По словам Кириенко, в ближайшее время будет выводиться из эксплуатации ледокол “Россия”, а на смену ему придет “Советский Союз”, который пока находится в “отстое” (в данном случае это вполне приличный термин). К 2020 году должно быть завершено строительство трех новых двухосадочных гигантов с ядерной силовой установкой. А помимо этого, на 2014-2015 годы, как рассказал Андрей Смирнов, запланировано начало проектирования универсального мощного атомохода. В “инновационных” ледоколах, спроектированных питерским ЦКБ “Айсберг”, будет особая форма корпуса и прочие новшества, благодаря чему их проходимость увеличится на 25-30%. Эти широкие суда смогут преодолевать льды толщиной в три-четыре метра, за таким “лидером” пройдет даже крупнотоннажный танкер.
Эти планы особенно важны для полноценного обслуживания арктических портов Севморпути и в свете перспектив добычи углеводородов на арк­тическом шельфе. Прогнозы ученых показывают, что к северу  от полярного круга может находиться  около 22% неоткрытых технически извлекаемых мировых запасов нефти и газа. Атомоходы дают возможность и расчищать дорогу караванам судов, и проводить среди белого безмолвия операции любой технической сложности, в частности геологоразведку дна, обеспечение нефте- и газодобычи.
Но не только планы освоения богатого углеводородами континентального шельфа побуждают говорить о приоритетном развитии атомного ледокольного флота. Северный морской путь, сокращающий дорогу из Европы в Азию на треть по сравнению с традиционными маршрутами, в ближайшем будущем станет одним из ключевых торговых маршрутов глобального значения и масштаба. Развитие движения по Севморпути позволит нашей стране предложить мировой транспортной системе маршрут короче и безопаснее многих других. И что еще немаловажно — значительно улучшит качество жизни заполярных территорий.

Михаил ГУРЕВИЧ

Нет комментариев