Забыли звездочетов. Астрономия испытывает дефицит внимания.

Россия может исчезнуть с карты астрономических держав мира, если в нашей стране не начнут вкладывать деньги в астрономию. А наука эта дорогая — даже скромный проект стоит сотни миллионов рублей. “Современная астрономия имеет колоссальное мировоззренческое значение. Ее поддержка — вопрос престижа государства”, — подчеркнул в минувшую пятницу в РИА Новости во время мультимедийного видеомоста Москва — Санкт-Петербург “Деньги для науки или наука для денег” директор Государственного астрономического института им. П.К.Штернберга МГУ академик РАН Анатолий Черепащук.
Поводом для обсуждения вопросов, связанных с поддержкой астрономической науки, стал недавний визит губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко в Пулковскую обсерваторию, и ее решение выделить 20 млн рублей на покупку нового телескопа. Много это или мало? Хватит ли этих денег на телескоп? “Астрономическая техника в разы дороже, но эта сумма значительна”, — сказал вместе со словами благодарности губернатору директор Пулковской обсерватории Александр Степанов.
Его коллега, директор Института прикладной астрономии РАН член-корреспондент РАН Андрей Финкельштейн, все же считает, что “Валентина Ивановна астрономию спасти не сможет”, по крайней мере, спасать нужно “не приборами”. “Она должна сохранить льготы по налогам для обсерватории, запретить строительство, мешающее наблюдениям, поддерживать это уникальное место”, — сказал А.Финкельштейн. По мнению ученого, для развития астрономической науки в России нужно создать специальную федеральную целевую программу, позволяющую осуществлять крупные проекты.
“Необходимо развивать отечественную астрономию в тех направлениях, которые реализуемы в настоящее время, — пояснил А.Финкельштейн. — Первое направление — наземная радиоастрономия. После распада СССР Россия сохранила свои позиции в этой области. Мы не чувствуем своего отставания при взаимодействии с зарубежными коллегами. И это позволяет нашей стране интегрироваться в мировую радиоастрономию, представляющую собой сеть исследовательских центров по всему миру”. Второе направление — космическая астрономия, в частности рентгеновская и ультрафиолетовая. Это наблюдения астрономических объектов с помощью приборов, поднятых за пределы земной атмосферы на борту геофизических ракет или искусственных спутников.
А.Черепащук добавил к этому списку оптическую астрономию, которую необходимо развивать в сотрудничестве с зарубежными коллегами. Он уверен, что Россия должна участвовать в проекте Европейской южной лаборатории по строительству в Чили самого большого в мире 42-метрового оптического телескопа. Вступать в консорциум, в котором уже насчитывается более 40 стран мира, “надо по возможности быстро, так как есть лимит времени — если нужную сумму денег наберут без России, то нам придется стучаться в закрытые двери. Для первоначального взноса понадобятся 100-120 миллионов евро, а далее — по 10 миллионов ежегодно”, — сообщил А.Черепащук. В противном случае наша страна не сможет на равных конкурировать с западными астрономами в этой сфере.
А вот приличное астрономическое образование в России все еще можно получить. Этому, в частности, будет способствовать строительство в рамках “Программы развития МГУ до 2020 года” учебной обсерватории с 2,5-метровым телескопом. “Это будет телескоп для нужд образования, на нем мы установим современное спектроскопическое оборудование, и специалисты — выпускники МГУ, поработав с высокотехнологичным инструментом, смогут осваивать крупнейшие телескопы мира”, — сказал А.Черепащук.

Елена МОРГУНОВА

Нет комментариев