Поиск - новости науки и техники

Учитесь демонстрировать. Умение себя подать – тоже наука.

В этом году проект Российской венчурной компании “Коммуникационная лаборатория” учредил одноименную премию. Ее задачей стало отметить научные организации России, умеющие наиболее полно сообщить о себе широкой общественности, и таким образом создать образцы современных научных коммуникаций. 
Премии предшествовало исследование, проведенное Ассоциацией коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН). Ассоциация проанализировала развитие и институционализацию коммуникационной функции в российских организациях, действующих в сфере науки, высшей школы и наукоемкого производства. Считая базовым коммуникационным инструментом нынешнего времени сайты организаций, команда АКСОН изучила их у 1696 организаций (весь массив исследования). Почти все (95,6% структур) поддерживают сайты в рабочем состоянии. Плюс более трети обследованных организаций (35,5%) имеют свои страницы в социальных сетях, чаще всего – “Вконтакте”. У 15% обследованных структур нашлись и аккаунты в Twitter и у 22% – в Facebook. Почти каждая третья организация (32%) выпускает собственное корпоративное СМИ – газету, журнал или онлайн-издание.
Ключевым параметром анализа, однако, исследователи сочли не количество инструментов (сайт, газета), а то, что их создают и поддерживают в актуальном состоянии профессиональные коммуникационные службы. Их присутствие фиксировали по ссылкам на сайте организации, а в случае отсутствия таковой информации уточняли по телефону. Выяснилось: профессиональная коммуникационная функция существует у 505 организаций, что составляет менее трети общего пула обследованных наукоемких структур России. Общая динамика при этом положительная: три года назад, по данным РВК, на специализированную команду или хотя бы одного специалиста по PR тратились не более 22% подобных организаций. 
– Рост, вероятно, связан с тем, что и ученым приходится все активнее бороться за финансирование – и преимущество в конкурсах получает команда с хорошей репутацией, позитивной медийной историей. А этого быстрее добиваются те, кто умеет публично отчитываться о проделанной работе, проектах, получающих государственное финансирование, – комментирует результаты исследования исполнительный директор АКСОН Елена Брандт. – Плюс руководители видят, что когда профессура вуза, научные сотрудники их организации профессионально и успешно выступают в крупных печатных изданиях, на радио и телевидении, то и за ними, и за вузом или научным институтом закрепляется репутация эксперта. Хотя в целом общая картина пока далека от радужной: можно по пальцам сосчитать университеты и институты, где научная коммуникация осознана как необходимая составляющая деятельности организации. 
Заметнее всего, утверждают специалисты, проводившие исследование, функция коммуникаций представлена в высшем профессиональном образовании – более чем у половины (58%) вузов (тогда как в научных структурах – максимум в каждой шестой организации – 18%). Среди университетов, входящих, судя по рейтингу “Интерфакса”, в первую сотню представителей высшей школы России, профильное коммуникационное подразделение есть у 92% организаций, и всего у 21% среди тех, кто котируется ниже. Плюс подавляющее большинство вузов первой сотни активно работают со СМИ федерального уровня и своих регионов, имеют корпоративные издания, присутствуют в социальных сетях. 
Далее из 505 организаций с выделенной коммуникативной функцией были отобраны 200 структур, выполняющих ее наиболее полно (отбор происходил по наличию у организации основных каналов коммуникации). Анализ открытых источников показал, что эти организации регулярно сообщают общественности о научной работе, которая ведется в структурах. Они проделывают это как через собственные каналы (сайт, социальные сети, корпоративное СМИ), так и через внешние – федеральные, региональные, зарубежные издания, радио-, теле- и интернет-ресурсы. Также анализ показал, что в университетах организационная форма коммуникационных подразделений уже приобрела свои стандарты: как правило, пресс-служба либо отдел/управление по связям с общественностью, маркетингу или информационной политике. А в научных институтах функция внешних связей может быть закреплена, например, за канцелярией или ученым секретарем, присутствовать на сайте под именем “служба связи”, “портал”, “вопрос-ответ” или “новости”. Из этого делается вывод, что коммуникация является одним из признаков высокого уровня организационного развития российского научного учреждения и более глубоко институционализирована в вузах по сравнению с научными структурами. 
Двумстам организациям, включенным в пул “лучших”, предложили ответить на вопросы онлайн-анкеты, примерно треть организаций откликнулась, рассказав, кому подчинены их коммуникационные службы, сколько в них человек, чем конкретно занимаются… Выяснилось, что в наиболее успешных работает более десятка человек, структура подчинена проректору и отвечают они как за работу со СМИ, так и за обеспечение корпоративных ресурсов контентом, включая фото. Любопытно, что в пуле из 200 ведущих организаций самой популярной социальной сетью оказался Facebook, а не “ВКонтакте”. Также анализ показал, что 17% ведущих организаций имеют собственное мобильное приложение. 
На вопрос же о сложностях в работе ответ оказался неожиданным: жаловались не на нехватку финансирования, а на недостаток профессиональных кадров (на это сетовали 63% опрошенных). То есть, делают вывод исследователи, этот род занятий требует особых компетенций, что свидетельствует о профессионализации научной коммуникации в России. 
Далее к отбору подключился экспертный совет, состоящий из 24 экспертов – научных журналистов, популяризаторов науки и медийно активных ученых России. Методом рейтингового голосования они выбрали 15 организаций, наиболее успешно занимающихся научной коммуникацией. Их достижения 20 марта были отмечены специальной премией. Так, за лучшие практики в сфере офлайн-коммуникаций (номинация “Эксперимент”) награждена пресс-служба НИУ ВШЭ. По продвижению ученых в медиа (номинация “Эффект присутствия”) самой успешной признана пресс-служба Института проблем передачи информации РАН, а награды за отличное управление собственными коммуникационными каналами (номинация “Сверхтекучесть”) удостоен коллектив Университета ИТМО. Победу в номинации “Эврика!” (малый Гран-при для небольших коммуникационных команд) разделили Институт биоорганической химии РАН и Институт космических исследований РАН. Статус образцовой научно-коммуникационной службы получила и пресс-служба МФТИ, заслужив звание “Коммуникационная лаборатория года”.
Ксения ЦВЕТКОВА

Нет комментариев