Стойкий сплав. Новый материал не боится коррозии.

Принципиально новую технологию сплавления титана и тантала разработали ученые Института ядерной физики  им. Г.И.Будкера (ИЯФ) СО РАН и кафедры материаловедения в машиностроении Новосибирского государственного технического университета (НГТУ). В результате был получен особо стойкий к коррозии материал, который почти не разрушается от контакта с агрессивными средами. С использованием этого материала был создан экспериментальный химический мини-реактор и проведен эксперимент. Оказалось, что срок непрерывной работы реактора из сплава, полученного по новой технологии, составил бы 30 лет, что в несколько раз больше, чем реактора из особо стойкой стали.
С помощью уникального промышленного ускорителя ЭЛВ-6, который выпускает в атмосферу концентрированный пучок электронов с энергией 1,4 МэВ, в ИЯФ СО РАН наплавляют порошки на металлы. Проникающая способность такого пучка составляет, в зависимости от материала, около одного миллиметра. При воздействии им на поверхность металла с нанесенным на нее порошком и получается сплав. Используя этот метод, ученые наплавили на титан тантал, за счет чего коррозионная стойкость наплавленного поверхностного слоя выросла примерно в 50 раз.
В ИЯФ СО РАН отработаны элементы технологии создания промышленных листов из этого материала, изучена возможность их сварки.
Перспективными представляются два применения нового сплава: для крупнотоннажного производства азотной кислоты и в атомной отрасли. Возможно, предложенная в проекте ме-тодика подойдет и для получения материала для имплантатов.
Пресс-служба НГТУ