Система — социальная

Состоялось заседание Комиссии по рассмотрению замечаний и предложений, поступающих в ходе обсуждения проекта Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”. Участники встречи, среди которых были заместитель министра образования и науки РФ И.Реморенко, ректор НИУ ВШЭ Я.Кузьминов, ректор Московской государственной юридической академии В.Блажеев и другие, представили оценку третьей версии законопроекта, подготовленной по итогам двух этапов общественного обсуждения документа.
Консолидированную позицию Российского союза ректоров по третьей версии представила генеральный секретарь союза О.Каширина. В РСР считают, что закон должен отражать роль образования как социальной системы. То есть обеспечивать реализацию конституционного права граждан на образование за счет средств госбюджета,  четко закреплять социальные обязательства государства в данной сфере.
Представители ректорского корпуса отмечают, что в последней версии законопроекта прослеживается попытка продвижения по этому пути применительно лишь для регионального и муниципального уровней образования, тогда как на федеральном уровне конституционные гарантии декларируются при отсутствии механизмов социально-экономической ответственности государства.
Примером такой правовой непоследовательности является положение статьи 48 законопроекта, согласно которой экономические гарантии оплаты труда имеются у учителей и работников дошкольного образования, то есть на региональном и муниципальном уровнях, но ничего подобного не предусмотрено для работников федеральных государственных образовательных учреждений, то есть вузов.
Формируя новую правовую образовательную модель, важно накладывать ее на экономические и социальные реалии всей страны. Как считают в РСР, нормативное закрепление социальных гарантий государства на федеральном уровне имеет особое значение для сохранения доступности образования в условиях невысокого платежеспособного спроса большей части граждан. По данным Росстата, 80% граждан нашей страны имеют ежемесячный доход не более 25 тысяч рублей, и для этих людей государственные гарантии означают единственную возможность получить бесплатное качественное образование.
По мнению ректоров, также необходимо нормативно-правовое закрепление механизмов и условий сетевого взаимодействия вузов с академическими институтами и субъектами экономики. РСР отмечает некоторую положительную динамику в этой части законопроекта, однако указывает на важность более детальной проработанности в проекте закона положений, определяющих деятельность инновационных подразделений при вузах и их взаимодействие с предприятиями, бизнесом и научными организациями.
Союз ректоров считает необходимым согласовать обсуждаемый Закон об образовании с перспективами интеграции государств на евразийском пространстве. Формирование единого образовательного поля в рамках СНГ — важная часть общегосударственных усилий. Новый закон должен содержать правовые механизмы расширения нашего образовательного пространства как способа усиления влияния страны в целом. Соответствующие положения закона должны быть согласованы с документами о таможенном и экономическом сотрудничестве стран СНГ.
Как сообщила О.Каширина, члены Российского союза ректоров намерены в ближайшее время провести детальное рассмотрение третьей версии законопроекта в вузовских коллективах, итоги которого будут представлены в комиссию.

Пресс-служба РСР

Нет комментариев