Поиск - новости науки и техники

Приглашение в систему. За качеством профобразования просят проследить работодателей.

В 2015 году в Российской Федерации должна включиться в действие система оценки профобразования, основанная на интеграции государственных процедур, профессиональной аккредитации и общественного мнения. Что делается по ее созданию сегодня, какие задачи предстоит решить? На недавней онлайн-конференции “Актуальные вопросы разработки моделей независимой системы оценки результатов дошкольного, профессионального и дополнительного образования” об этом рассказали советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Круглов и заместитель начальника отдела государственной аккредитации Рособрнадзора Сергей Рукавишников.
Построение системы ведется в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, предусматривающей реализацию целого комплекса проектов, утвержденных в начале 2010 года. Они посвящены, в частности, общественной и профессиональной аккредитации и рейтингованию (с 2013 года начнется работа по формированию его методологии). Планируется также создание сети 16 центров оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК) и 16 экспертно-методических отраслевых центров, которые будут осуществлять консультационную поддержку ЦОСК, разрабатывать процедуры и методы оценки, обучать экспертов.
Количество центров определяется числом сфер экономики и областей деятельности, для которых независимая система оценки наиболее актуальна, включая атомную, нефтегазоперерабатывающую, железнодорожного транспорта, авиастроения, ракетно-космическую, медико-биологическую и фармацевтическую, а также юриспруденцию, преподавательскую деятельность, информатику и вычислительную технику и другие.
Если аккредитационные структуры следят за соответствием программ профобразования государственным образовательных стандартам, то работодатели и общественные организации оценивают уровень обучения профессии по своим критериям. В рамках создаваемой системы Рособрнадзор будет использовать выводы независимых структур при оценке качества профобразования, формировании рекомендаций по ФГОС и образовательным программам, при разработке процедур и нормативно-правовых документов и т.п., а также определять стратегию развития самой системы и участвовать в отборе и аудите деятельности ее центров.
“Сейчас мы на пути совершенствования процедур различных институтов оценки”, – отметил Виктор Круглов. Он выразил надежду, что уже на ближайших аккредитационных коллегиях будут рассматриваться оценочные результаты со стороны отраслей, создающих соответствующие агентства и службы. Такая работа сегодня активно ведется, к примеру, в сфере юриспруденции, железнодорожного транспорта, в авиакорпорациях, ассоциациями медицинского профиля.
По словам Сергея Рукавишникова, система независимой оценки поможет не только абитуриентам и работодателям определять наиболее перспективные и качественные программы обучения, но и учреждениям образования сформировать эти программы в соответствии с требованиями потребителей.
Участники конференции также сообщили, что при разработке механизмов и процедур ведется мониторинг результатов подобной деятельности за рубежом. Лучшие практики рекомендуются нашим общественным структурам. В основу концепции каждого проекта в рамках программы закладывается положительный прикладной опыт отечественной и зарубежной оценочной работы, касающийся применения технологий, регламентов, стандартов, целей и задач оценки.
На данном этапе необходимо интегрировать усилия с отраслями, отобрать лучшие практики и показать их эффективность, чтобы затем внедрить в жизнь. В числе наиболее проблемных задач сегодняшнего дня советник руководителя Рособрнадзора назвал создание и утверждение единой терминологической базы, без которой невозможно написание рекомендательных документов и методических материалов на языке, понятном для всех сторон – участниц системных мероприятий. По предположению Виктора Круглова, обсуждения и дебаты по этой теме должны завершиться в начале 2012 года. Он также подчеркнул, что “государственно-общественная система оценки приобретет большую открытость, и объективность этих результатов в ближайшее время будет очевидна”. Информацию Рособрнадзор и Минобрнауки обещают размещать на своих интернет-сайтах.

Татьяна Возовикова

Нет комментариев