Вросшие в космос. Человечество укореняется во внеземном пространстве.

Накануне Дня космонавтики в Москве прошел круглый стол “Российская космонавтика: взгляд в будущее”. На нем говорили о новых российских проектах, направленных на освоение внеземного пространства, а также о том, как наработки в этой области помогают в обычной гражданской жизни.
Заместитель директора по вопросам обеспечения проектов дистанционного зондирования Института космических исследований РАН, профессор Евгений Лупян рассказал о деятельности ИКИ, отметив, что в руках ученых уникальные инструменты, “позволяющие увидеть то, что нельзя увидеть”, а главное, сегодня появились общедоступные системы космического мониторинга, которые внедряются в промышленную практику.
“У нас есть гигантское количество данных и технологии, с помощью которых эти данные можно быстро и качественно обрабатывать”, — сказал он и добавил, что такие системы сегодня используются для контроля за лесным хозяйством. В 2016 году заработала уникальная система комплексного мониторинга лесов на Дальнем Востоке.
“Мы до сих пор ведь не знаем, какое в России лесоустройство, потому что в некоторых точках страны оно проводилось полвека назад. Сегодня у нас есть возможности делать это оперативно. Работы в этой области активно ведут “Роскосмос”, РАН и ФАНО”, — подчеркнул профессор.
Заведующий лабораторией Отдела астрофизики высоких энергий ИКИ профессор РАН Александр Лутовинов начал свое выступление с истории: уже 15 лет работает на орбите обсерватория “Интеграл”. Этот совместный с европейскими учеными проект дал массу результатов мирового уровня, бόльшая часть которых получена именно российскими учеными, и позволил подготовить десятки статей, опубликованных в ведущих научных журналах мира. Решение об участии в этом проекте еще в 1990-е годы было инициировано РАН и Российским космическим агентством. Оно, по словам А.Лутовинова, “дало толчок развитию астрофизики в России”.
Скоро на международной орбитальной астрофизической обсерватории “Спектр-РГ”, предназначенной для изучения Вселенной в гамма- и рентгеновском жестком диапазоне энергий, появятся немецкий и российский телескопы “с самыми выдающимися характеристиками”, позволяющими производить глубочайший обзор звездного неба в 200 раз мощнее прежнего.
Заместитель директора по науке Института медико-биологических проблем РАН, член Совета по космосу РАН профессор Владимир Сычев рассказал о медицинском обеспечении полетов человека в космос, о том, как влияет на космонавта отсутствие гравитации, магнитного поля Земли, радиационный спектр космоса.
В экспериментах человеку очень помогают мышки. Выяснилось, что вне орбиты Земли мыши за 30 суток (это примерно 2,5 человеческих года жизни) на треть теряют способность к обучению. Стало очевидно, что после перелета, например, к Марсу способности человека будут существенно снижены.
Владимир Сычев отметил, что Федеральная космическая программа направлена сегодня, прежде всего, на полеты вне орбиты Земли. Там будут гипомагнитное поле, радиация… Заранее подготовиться к трудностям поможет российский космический аппарат серии “Бион”, предназначенный для проведения исследований в области космической биологии, физиологии и биотехнологии. Сегодня эксплуатируются модернизированные космические аппараты серии “М” с новой системой жизнеобеспечения, рассчитанной на надежную работу в течение полета до 45 суток. Скоро “Бион М” будет летать в 2,5 раза выше, чем сегодня летают орбитальные станции. “Нужны углубленные исследования на человеке и на животных. Нужно сравнить полученные данные. Все очень непросто. Это только первый шаг в дальний космос”, — подчеркнул В.Сычев.
Выступление заместителя генерального директора по стратегическому развитию и инновациям АО “Российские космические системы” Евгения Нестерова было посвящено космическому приборостроению. “В деятельности “прибористов” сегодня акцент делается на решении социально-экономических задач”, — отметил он. Правительство ставит задачи: увеличить скорость передачи данных, довести разрешение съемки до 40 см к 2025 году, обеспечить устойчивость сигналов ­ГЛОНАСС, улучшить точностные характеристики, в два раза увеличить коммерческую выручку “Роскосмоса” (в том числе от продажи сервисов) — “Роскосмос” и “Российские космические системы” эти задачи решают.
“Коллеги из РАН занимаются научными задачами, мы — прикладными: реализуем приоритеты руководства страны. В свою очередь, наши приборы помогают в исследованиях коллегам из Академии наук”, — отметил Е.Нестеров.
Участники круглого стола почтили память космонавта Георгия Гречко, который скончался накануне своего профессионального праздника.