Поиск - новости науки и техники

Понаедут? Минобрнауки рассчитывает на иностранных специалистов.

Вопросы российско-европейского сотрудничества в сфере академической мобильности обсуждались на Международной конференции “Международное сотрудничество в сфере науки и образования”, организованной Министерством образования и науки РФ и Национальным исследовательским университетом “Высшая школа экономики” в рамках проекта “Усиление двухстороннего научно-технического сотрудничества с Российской Федерацией (BILAT-RUS) Седьмой рамочной программы научно-технологического развития ЕС”.
Открывая конференцию, заместитель министра образования и науки Сергей Иванец подчеркнул, что для решения острой проблемы нехватки высококвалифицированных кадров в последнее время был предпринят целый ряд мер по сближению образования с наукой и экономикой. И во всех просматривается международная составляющая. Директор Департамента международной интеграции Минобрнауки РФ Игорь Проценко обозначил условия, необходимые для успешной интеграции России в мировое научное пространство. Это создание лабораторий и центров компетенций мирового уровня; развитие рынка специалистов, прошедших обучение в этих центрах, в России или за рубежом; наличие среды, воспринимающей таких специалистов.
За 10 лет, по словам И.Про-ценко, в российских университетах предполагается создать около 300 лабораторий мирового уровня. Их развитию призваны способствовать постановления, принятые правительством в апреле этого года: №218 (о сотрудничестве вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства), №219 (о господдержке инновационной инфраструктуры в университетах) и №220 (о привлечении в российские вузы ведущих ученых).
С целью формирования рынка специалистов Минобрнауки РФ планирует ряд шагов, которые должны облегчить устройство на работу в России тем, кто получил образование за рубежом. Прежде всего, этому будет способствовать закон о признании дипломов. Первое чтение соответствующего законопроекта недавно прошло в Государственной Думе. Он предполагает существенное упрощение процедур нострификации дипломов, а также документов об ученых степенях и званиях. Автоматически будут признаваться дипломы 200-300 ведущих университетов мира, выбранных на основе международных рейтингов.
Еще один важный фактор в формировании рынка специалистов – развитие программ обучения за рубежом. Игорь Проценко сообщил, что в августе этого года национальные исследовательские университеты получили право посылать людей на учебу за рубеж по целевым направлениям под гарантии трудоустройства в российском бизнесе. Сейчас обсуждается вопрос о финансировании этого направления и в федеральных университетах.
Для привлечения в Россию зарубежных специалистов рассматривается возможность проведения производственных учебных практик для иностранных студентов на российских предприятиях. Как сообщил руководитель департамента, “сейчас такая работа в полном режиме ведется с Германией, в случае успеха эта практика будет распространена и на другие страны”.
О европейском видении состояния и перспектив научного сотрудничества между Россией и ЕС рассказал Мануэль Халлен, министр-советник по науке и технологиям Представительства Европейского союза в РФ. Отметив растущий интерес российских ученых к международным научным проектам Евросоюза, он сделал презентацию программы “Мари Кюри: мобильность и обучение для развития международного научного сотрудничества после 2013 года”.

Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев