Танец страуса

Египетский ритуал эпохи неолита запечатлен в камне. Подробности — в EurekAlert!
Немецкие египтологи из Университета Бонна (University of Bonn) обнаружили образец наскальной живописи IV тысячелетия до нашей эры во время раскопок в некрополе близ Асуана. Это открытие удостоилось премии министра по делам древностей Египта как одно из десяти самых важных археологических открытий настоящего времени, сделанных в стране, сообщает пресс-релиз Боннского университета. 
Некрополь Куббет эль-Хава, где был найден камень с рисунками неолита, — место притяжения археологов уже более 100 лет. За время непрекращающихся раскопок здесь открыли свыше 80 могильных холмов. Древнее кладбище связано со столицей провинции Асуан Элефантиной, и, как принято считать, оно относится к периоду между 2200 годом и IV веком до нашей эры. Город Элефантина был важной торговой базой для египтян в исторической области в долине Нила Нубии, и в некрополе похоронена египетская знать. Тщательно изучал и документировал открытия в Куббет эль-Хава во второй половине прошлого века профессор Боннского университета Элмар Эдель (Elmar Edel), и эти находки составляют основу Египетского музея в Бонне. Но раскопки, начавшиеся в Куббет эль-Хава в 2015 году, выявили совершенно новый аспект некрополя. Под руководством профессора Людвига Моренца (Ludwig Morenz) здесь найдены образцы неолитической наскальной живописи, которым около 6000 лет.
“Стиль и иконография позволяют датировать изображения на камне достаточно точно”, — говорят ученые. Некоторые из настенных гравировок по системе изображения персонажей и сцен явно египетские, другие по методу представления и мотивам — доегипетские. Сначала показавшиеся странными композиции из выдолбленных точек при ближайшем рассмотрении оказались тремя фигурами: охотником с луком, танцующим с высоко поднятыми руками человеком и находящимся между ними африканским страусом. “Лучник, очевидно, охотится на большую нелетающую птицу, а человек с поднятыми руками исполняет охотничий танец”, — комментирует открытие профессор Моренц. На танцоре некое подобие маски птицы. Вся сцена может рассматриваться в рамках концепции охоты, маскировки и шаманизма, встречаемой во многих местах на планете, включая ритуальную охоту на страуса у бушменов сан, отмечают специалисты. Египтология прежде такого не знала. Небольшие раскрашенные женские танцующие фигурки с поднятыми руками и птичьей маской на лице такого же шеститысячелетнего возраста вместе с глиняными масками несколько лет назад были обнаружены в Верхнем Египте, в древнем городе Нехене. Они, так же как и нынешняя находка, могут быть связующим звеном между древней ближневосточной и даже южноевропейской культурой неолитического периода и древнеегипетской культурой.

Нет комментариев