Поиск - новости науки и техники

Отражения и параллели. Две академии объединило творчество.

В Санкт-Петербурге состоялась Вторая Международная конференция “Искусство и наука в современном мире” – оригинальный форум, на котором обсуждали взаимоотношения искусства и науки: что их объединяет, а что разделяет, где проходит граница между знанием ученого и интуицией художника? Организовали встречу Российская академия наук, Российская академия художеств и Кафедра ЮНЕСКО изобразительного искусства и архитектуры.
Суть события – общение и обмен опытом между учеными двух академий. Поэтому программа наряду с традиционными пленарными заседаниями включала посещение выставок, музеев, мастерских… Собственно, этот формат был задан первой конференцией, проходившей два года назад в Москве. Возрождение сотрудничества двух старейших российских академий, выросших из петровского указа 1724 года, предусмотрено соглашением между ними, подписанным в 2003 году. Их творческую близость помогла раскрыть совместная историко-художественная выставка в стенах Архива РАН в 2009-м.
И вот теперь культурная столица России стала местом встречи, которую приветствовал президент РАН Юрий Осипов, почтили участием президент РАХ Зураб Церетели, многочисленные академики и членкоры. Конференция состоялась в рамках Первого Петербургского культурного форума и была приурочена к 300-летию Михаила Ломоносова, чья многогранная личность вмещала таланты естествоиспытателя, мыслителя, организатора науки и образования, технолога (стекольное производство, мозаичное дело), художника, стихотворца, общественного деятеля, который, говоря словами Пушкина, “был первым нашим университетом”.
Директор Института химии силикатов РАН академик Владимир Шевченко превозносил вклад Ломоносова в химию. Известный искусствовед и краевед, директор Биологического НИИ Санкт-Петербургского государственного университета, профессор Дмитрий Осипов назвал создание им усадьбы-фабрики цветного стекла в Усть-Рудице “первым инновационным проектом России”. Директор Института лингвистических исследований РАН академик Николай Казанский поведал, что готовящийся к изданию многотомный “Словарь М.В.Ломоносова” будет трехъязычным: на русском, латинском и немецком. Наконец, директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН профессор Юрий Чистов столь увлекательно рассказал о находящемся под сводами Кунсткамеры Музее М.В.Ломоносова и хранящихся в нем реликвиях, что мало кто смог отказаться от экскурсии в знаменитую башню.
Своеобразным мостиком в наши дни стало выступление вице-президента РАХ ректора Московского архитектурного университета Дмитрия Швидковского “М.В.Ломоносов и современное искусство”, на явных и неявных примерах доказавшего, что тема эта не надуманная, не специально привязанная к дате, а всерьез обоснованная. Нигде так ярко не проявился новаторский дух Ломоносова, как в его поэзии, достаточно вспомнить хрестоматийное:
Открылась бездна звезд полна:
Звездам числа нет, бездне дна.
В этих двух строчках выражена бесконечная глубина неба, которое до него считалось чуть ли не твердью. А много лет спустя космонавт Юрий Батурин в ходе своей первой экспедиции на орбитальную станцию “Мир” записал в полетном дневнике: “В космосе начинаешь ощущать абстрактное понятие “бесконечность” вполне наглядно. В формулах этот математический символ выглядел вполне мирно. А здесь убеждаешься: бездна = без дна”. Поразительная перекличка через два с лишним века!
Уже на конференции директор Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН, доктор юридических наук, летчик-космонавт России Юрий Батурин выступил с интереснейшим докладом “Живопись. Космос. Наука (Отражения и параллели)”. Он, в частности, рассказал об опытах по восприятию на орбите объектов оп-арта – искусства оптических иллюзий. Это композиции, на которых кажущиеся расходящимися линии строго параллельны, а “нервные” (словно наспех разбросанные) квадраты на самом деле расположены упорядоченно. В земных условиях иллюзия преодолима, тогда как на протяжении полета может сохраняться, что, скорее всего, свидетельствует о влиянии фактора невесомости.
Разговор был продолжен на выставке художественных фоторабот Юрия Батурина “Космос начинается с Земли”, развернутой в Доме ученых РАН (Дворце великого князя Владимира Александровича, между прочим, президента Императорской Академии художеств). Автор представил зачарованным коллегам свой взгляд с борта орбитальной станции на нерукотворное творчество природы, сопоставляя его с шедеврами великих мастеров.
Если на первую конференцию РАН делегировала в основном ученых-гуманитариев (историков, филологов, искусствоведов), то на нынешней не были обойдены вниманием точные и естественные дисциплины. Тенденция, которую в беседе с корреспондентом “Поиска” отметил заместитель главного ученого секретаря Президиума РАН член-корреспондент РАН и РАХ  Александр Толстиков, касается физиков, химиков, материаловедов – без их содействия были бы немыслимы достижения в реставрации, археологии (о них тоже шла речь на заседаниях).
Александр Генрихович полагает, что органическая химия, которой он каждодневно (как и живописью) занимается, – больше, чем наука, для него это искусство синтеза биологически активных соединений, подчас копирующих структуру и “дизайн” веществ природного происхождения, ради создания лекарственных препаратов, помогающих пациентам справляться с опасными недугами.
Тему соотношения искусственного и природного затронул и доктор химических наук Виктор Карцев, долгое время возглавлявший лабораторию в Институте химической физики РАН в Черноголовке, а ныне председатель правления фонда “Культурное достояние”, – и на примере лекарств, и сравнивая палитру художника с фантастической цветовой гаммой живой природы. Он эффектно закончил доклад, показав репродукции картин художников-импрессионистов и современных мастеров, испещренные химическими формулами, отвечающими каждому колористическому оттенку…
Трудно подвести формальный итог этой конференции. Если, как по обыкновению чуть иронично говорил главный ученый секретарь Санкт-Петербургского научного центра РАН профессор Эдуард Тропп, это была очередная героическая попытка представителей двух ветвей культуры протянуть друг другу руки и заговорить на одном языке, найти точки соприкосновения, то она удалась.
Участники сошлись во мнении, что, какие бы “измы” ни появлялись в искусстве, сколь бы глубоко ни проникала наука в тайны материи, в основе ничего не меняется. Ни наука не превалирует над искусством, ни наоборот, они лишь взаимно обогащаются. Сколько художников на протяжении веков состоялись как творцы, потому что демонстрировали глубинные познания в анатомии, истории, религии, геометрии! Скольким ученым образное мышление, художественный анализ объекта исследования, поиск эстетически красивого решения вкупе с интуицией помогали совершать открытия! Тем и другим свойственно познавать мир с помощью и рассудка, и эмоций.
“Наука – это искусство поиска истины. Перед искусством же стоит задача предложить многообразие выбора этой истины… Две разные роли, две отличные друг от друга задачи, но, если смотреть в корень, имеющие одно происхождение, как две сестры, живущие в одной семье, название которой – Человечество”. Эти слова профессор, почетный консул России в Анконе (Италия) Армандо Джинези произнес в первый день конференции, но они вполне могли бы завершить ее.

Аркадий СОСНОВ
Фото  Владимира ПЕШКОВА
На снимке: В начале конференции президент Российской академии художеств Зураб Церетели вручал регалии вновь избранным почетным членам РАХ. Один из удостоенных этой чести – доктор химических наук, профессор Виктор Чирков.

Нет комментариев