Во власти кластера. Чего ждут ректоры от объединения вузов.

Чуть более года назад Министерство здравоохранения Российской Федерации приняло решение о создании 13 научно-образовательных медицинских кластеров (НОМК) — 11 региональных и 2 специализированных. Их формирование, по словам министра Вероники Скворцовой, продиктовано необходимостью выравнивания образовательного потенциала вузов и повышения эффективности корпоративной системы подготовки. 

Такой НОМК появился и в Северо-Кавказском федеральном округе. Первоначально в него вошли Ставропольский, Дагестанский государственные медицинские университеты и Северо-Осетинская государственная медицинская академия (СОГМА), затем присоединились Пятигорский медико-фармацевтический институт (ПМФИ) — филиал Волгоградского госмедуниверситета и медицинские подразделения классических университетов, подведомственных Минобрнауки: медицинские институты Чеченского госуниверситета, Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии и медицинские факультеты Кабардино-Балкарского и Ингушского госуниверситетов. Координатором НОМК “Северо-Кавказский” был определен Ставропольский государственный медицинский университет (СтГМУ). 
Итоги работы созданного кластера за прошедший год подвели в Пятигорске на выездном заседании Координационного совета НОМК. 
— Одним из первых совместных шагов после объединения стало изучение потенциала каждого вуза, — прокомментировал председатель Координационного совета НОМК, ректор СтГМУ Владимир Кошель. — Проведенный анализ показал, что участники кластера обладают разным потенциалом, они, например, существенно различаются по своему кадровому составу, материально-технической базе. В какой-то степени это связано с “возрастным” фактором. К примеру, научно-педагогический коллектив СтГМУ имеет почти восьмидесятилетние традиции подготовки медицинских кадров. Полвека недавно отметил медицинский факультет Кабардино-Балкарского госуниверситета. Другие вузы и факультеты значительно моложе. И кластерный подход дал возможность грамотно распорядиться, поделиться, взаимообогатиться интеллектуальными и материальными ресурсами в каждой сфере деятельности вузов, создать в рамках кластера единое научно-образовательное пространство, которое общими усилиями обеспечит подготовку высококвалифицированных специалистов-медиков.
В деятельности НОМК “Северо-Кавказский” определено семь секторов развития: образовательный, дополнительного профессионального образования, научно-исследовательский, инновационный, международной деятельности, лечебной работы, воспитательной и социальной работы. 
В гости на учебу
За прошедший год возросла внутрикластерная мобильность как студентов, так и преподавателей, что очень важно для повышения качества подготовки. К примеру, ректор Северо-Осетинской государственной медакадемии Олег Ремизов рассказал, что буквально накануне заседания Координационного совета группа студентов академии вернулась из Дагестанского медуниверситета, где они работали на симуляционных моделях, изучали на практике методы оказания первой медицинской помощи. 
Подобный обмен постепенно становится нормой деятельности кластера. “Сегодня нельзя эффективно решать возникающие проблемы только собственными силами, — считает Исмаил Мизиев, декан медицинского факультета Кабардино-Балкарского государственного университета (КБГУ). — Несмотря на разную ведомственную принадлежность, НОМК дал возможность совместного видения образовательных процессов. Возьмем, к примеру, академическую мобильность. Ее рост, помимо чисто учебного эффекта, позволяет студентам лучше узнать историю, культуру, национальные традиции разных республик. Значит, на выходе мы получим не только квалифицированные кадры, но и образованных членов общества”. 
Есть, правда, на пути повышения мобильности одно препятствие — различие образовательных программ подготовки. По мнению председателя Координационного совета, если члены НОМК хотят добиться роста мобильности студентов, должна быть введена единая траектория образовательного процесса. “Традиции — это одно, — заявил Владимир Кошель на заседании, — единая программа — это другое”. Чтобы не откладывать дела “в долгий ящик”, ректор СтГМУ предложил создать рабочую группу по унификации образовательных программ и выразил готовность координировать эту работу. 
Как известно, помимо материально-технической базы качество подготовки специалистов напрямую зависит от уровня профессионализма педагогического коллектива. Ректор Ставропольского госмедуниверситета считает, что преподаватель-клиницист медицинского вуза должен быть практикующим врачом. К сожалению, за последнее десятилетие большинство преподавателей либо “окопалось” в аудиториях, либо превратилось в методистов. Эту ситуацию надо кардинально менять. Проблема сложная, поскольку требует более тесного взаимодействия вузов и медицинских учреждений, многие из которых привыкли работать по старинке, неохотно идут на перемены. Вуз в этих условиях должен становиться инициатором, локомотивом развития сотрудничества, вовлекая в эту работу профильные министерства, и даже подключать к ней глав республик. Некоторые положительные результаты уже появились. Так, членами Координационного совета НОМК “Северо-Кавказский” стали руководители министерств здравоохранения Ставрополья, Чеченской, Кабардино-Балкарской республик, Дагестана, что, безусловно, повышает уровень взаимодействия вузов с практическим здравоохранением. 
Выйти за рамки
Одним из самых сложных с точки зрения объединения стал научно-исследовательский сектор. Хотя, казалось бы, чего проще. Все живут в одном, относительно компактном регионе. Как рассказал в своем докладе ответственный куратор этого направления ректор СОГМА Олег Ремизов, на первом этапе были сформированы механизмы координации совместной деятельности, и за год работы НОМК появились первые статистические данные. К примеру, по количеству выполненных НИР лидерами среди медицинских вузов стали СтГМУ и Пятигорский медико-фармацевтический институт, среди классических университетов — медфакультет КБГУ. Причем наука, как оказалось, может быть доходной, в чем убеждает опыт Ставрополя и Пятигорска. В этих вузах до 10% общего дохода приносят результаты научно-исследовательской деятельности. Ну, а абсолютным лидером НОМК является медицинский факультет КБГУ. 
Показательно и количество публикаций в рецензируемых отечественных и зарубежных изданиях. Здесь лидер — СтГМУ, но и у небольшого по численности медицинского факультета КБГУ — великолепные результаты. Как считает ректор СОГМА, одна из главных причин отставания многих вузов — малый кадровый состав: сложно самостоятельно проводить крупные исследования. 
По мнению ректора СтГМУ Владимира Кошеля, еще одна проблема — в слабом межвузовском взаимодействии кафедр, научных подразделений. Конечно, в каждом вузе свой коллектив, сложившиеся научные школы, ведутся НИР, но сегодня этого недостаточно. Магистральный путь — создание совместных творческих коллективов, способных вести масштабные исследования. Чтобы начать движение в этом направлении, требуется от разговоров “это надо делать” перейти к определению в каждом вузе руководителей, отвечающих за совместные научные исследования, формированию коллективов по конкретным темам и направлениям, чтобы через год они получили результаты в виде научных статей, новых методик и т.п. 
Инновационный продукт
С научно-исследовательской деятельностью тесно связан инновационный сектор развития кластера. В настоящее время в вузах действуют 57 лабораторий, малых предприятий и научно-исследовательских центров, в которых насчитывается без малого 400 сотрудников. Они разрабатывают порядка 50 проектов, в рамках которых создано около 100 продуктов, готовых к коммерциализации. По данным руководителя этого направления, директора ПМФИ Всеволода Аджиенко, суммарный объем высокотехнологичных проектов участников кластера превышает 170 миллионов рублей. Причем более 40 миллионов рублей приходится на долю медфакультета КБГУ. По мнению ответственного куратора инновационного сектора, сегодня есть все условия для формирования единой инновационный среды. Важно скооперироваться, определиться с приоритетными, “прорывными” проектами, которые придадут кластеру “узнаваемое лицо”. Например, ПМФИ предложил пять таких проектов, СОГМА
— двенадцать. Есть конкретные предложения и у других участников кластера. Сформирована рабочая группа, которая приступила к рассмотрению, анализу и обсуждению их с заинтересованными сторонами с целью отобрать наиболее перспективные, определить конкретный состав совместных команд по их реализации. “Мы должны хорошо понимать, что за счет только образовательной деятельности нам не удастся привлечь значительные средства, — отметил в своем отчете на заседании Координационного совета Всеволод Аджиенко. — Наши вузы невелики. Путь один — повышение отдачи научной и инновационной деятельности”. 
После заседания я поинтересовался у Владимира Кошеля, почему на встрече не обсудили более подробно Национальную технологическую инициативу, о которой сегодня много пишут и говорят. “Цель НТИ — добиться прорывов в технологиях, продуктах, методиках, — пояснил ректор СтГМУ. — В других регионах, скажем в Москве, Самаре, существует развитая сеть производств, научных организаций. В большинстве республик Северного Кавказа ее нет. Мы сейчас совместно с Пятигорским медико-фармацевтическим институтом под эгидой Минздрава СК активно участвуем в создании на Ставрополье фармацевтического кластера. Почему? Потому что в крае, образно говоря, есть и интеллектуальный потенциал, и мощная фармацевтическая промышленность. Объединение усилий практиков и вузовских ученых совершенно логично, ибо кластер реализует принцип: от идеи до конкретного продукта. Вот вам реальные шаги в области НТИ. В регионе имеются и свои, присущие только ему факторы: природа, минеральные источники и т.д., которые могут служить реабилитации больных, укреплению здоровья населения. В НТИ есть конкретное направление в области экологии, и мы вместе с коллегами уже в нем работаем”. 
Станислав Фиолетов
Фото пресс-службы ПМФИ

Нет комментариев