Обратились к отходам. Ученые разбираются в мусорной теме.

Санкт-Петербург — не только изумительно красивый, но и чистый, опрятный, ухоженный город, чем гордятся его жители и восхищаются гости. Однако за пределами обыденного взгляда картина далеко не столь радужная. Следует признать, что в обращении с отходами город не преуспел. Вместо мирового тренда — раздельного сбора и комплексной переработки с обезвреживанием опасных и утилизацией полезных компонентов — преобладает захоронение на полигонах вблизи границ мегаполиса. С позиций экологической безопасности это минные поля замедленного действия. В 2016 году в городе было собрано более 1,5 миллиона тонн твердых коммунальных отходов. Из них лишь 300 тысяч тонн, то есть 20%, обезврежено, утилизировано и обработано. Эти цифры прозвучали на заседании научно-технического совета Санкт-Петербурга, которое губернатор Георгий Полтавченко провел на площадке корпорации “Механобр-техника”. 
Перед началом заседания академик Леонид Вайсберг, генеральный директор предприятия, продемонстрировал созданное в его стенах уникальное оборудование для измельчения, дробления, сортировки твердых бытовых и промышленных отходов — от пластиковых бутылок до обломков железобетона. Оно поставляется за рубеж и могло бы найти должное применение на родной природоохранной ниве. Как и другие разработки петербургских ученых, скажем реакторы для плазменного пиролиза отходов с получением электроэнергии по технологии академика Филиппа Рутберга, удостоенного Международной премии “Глобальная энергия”, но, увы, не дождавшегося их применения в России.
Петербургское научно-инженерное сообщество никогда от темы обращения с твердыми бытовыми отходами не отворачивалось. Готовились стратегии и концепции, выполнялись — и оплачивались из городского бюджета! — проекты строительства новых полигонов (окружающая Санкт-Петербург Ленинградская область весьма неохотно идет на их размещение) и реконструкции мусороперерабатывающих заводов. Эксперты авторитетно заявляли, что городу нужны еще, как минимум, два таких завода. Но вмешался кризис 2008 года, другие обстоятельства. Время для принятия опережающих решений было упущено. Сегодня ситуация усугубляется тем, что емкость действующих полигонов близка к исчерпанию, один из них уже закрывается, а замены нет. Принято долгожданное решение о консервации печально известного полигона “Красный бор” для хранения ядовитых отходов. Кстати, накануне заседания президент Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого академик Михаил Федоров с группой специалистов побывал на полигоне и убедился, что слухи о его аварийном состоянии все-таки преувеличены. Новый вызов — огромное жилищное строительство на окраинах города. По официальным данным, строительная отрасль производит около 5 миллионов тонн отходов в год, в реальности — втрое больше. А потому растет число стихийных свалок.
В прошлом году был сделан важный шаг в правильном направлении — создана городская сеть по извлечению из общей мусорной массы опасных отходов. В результате их было собрано и переработано в полтора раза больше, чем годом ранее, — почти 300 тонн. По словам Леонида Вайсберга, граждане принесли бы еще больше отслуживших батареек и ламп, располагайся экобоксы на каждой дворовой контейнерной площадке. Председатель Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Владимир Рублевский заверил, что вскоре так и будет.
Может быть, следуя этой логике снижения нагрузки на полигоны, город наладит систему возврата продуктовой тары, хотя бы как в соседней Финляндии (недаром отдельные энтузиасты собирают жестяные банки в Выборге и сдают в Лаппеенранте). И наконец, в полном объеме внедрит разделение потоков мусора от домохозяйств до свалки, без чего цивилизованное обращение с отходами невозможно. Такая вот дотошная забота о среде обитания неотделима от патриотического воспитания, о чем на примере загаженных рекреаций Карельского перешейка высказался отнюдь не эколог — директор Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе РАН академик Андрей Забродский, иллюстрируя междисциплинарность проблемы. Для комплексного ее решения в городе будет сформирован экологический кластер (с центром в Лисьем Носу и прилегающим природным заказником), который объединит потенциал вузов, НИИ, предприятий. Эту идею члены совета поддержали единодушно.
Выслушав все мнения, губернатор отметил, что городу нужен не еще один опытный завод по переработке мусора, а современное предприятие “под ключ”, с проверенными инновационными технологиями. Ученые постарались убедить главу города, что подобными технологиями располагают. С учетом утилизации дополнительных объемов мусора в цементной индустрии на заводе по сжиганию илового осадка “Водоканала” к 2030 году может перерабатываться 60-65% коммунальных отходов. Георгий Полтавченко поставил более жесткую задачу — в тот же срок добиться их стопроцентной утилизации. Насколько она выполнима? Напомним, что в конце прошлого века сточные воды города сбрасывались в Неву напрямую, а сегодня 98,5% стоков проходит через очистные сооружения, это лучший показатель в России, близкий к мировым стандартам. Чем не вдохновляющий пример?
Аркадий СОСНОВ
Фото пресс-службы Администрации губернатора Санкт-Петербурга
и с сайта https://yandex.ru

Нет комментариев