По статусу и роль. Тактика контакта.

Повышая статус университетов, государство отводит им роль драйверов технологического и социального роста регионов. Истории успеха и проблемы, которые на этом пути преодолевают сегодня ведущие вузы, обсуждались на недавнем Московском международном образовательном салоне.

По статусу и роль
Как выстраиваются сегодня взаимоотношения между ректорами, руководством регионов и работодателями, чего ждут они друг от друга? Все ли стороны видят за решением собственных задач общую цель — повышение качества жизни сограждан в конкретном городе, области, в России в целом? Тему “Роль университетов в жизни города и региона” обсудили в формате панельной дискуссии представители нескольких ведущих вузов и опорных университетов “первой волны”.
По мнению заместителя проректора МГУ им. М.В.Ломоносова Александры Энговатовой, конкурентоспособные города будущего — это города с конкурентоспособными вузами. В последние годы помимо подготовки кадров и развития научной деятельности университеты все активнее принимают экспертное участие в региональных проектах и делят с местной властью ответственность за экономическое развитие региона. Об этом в ходе дискуссии напомнил ректор опорного Донского государственного технического университета Бесарион Месхи. Он убежден, что все возрастающая ключевая роль обязывает вузы выстраивать свою деятельность с учетом потребностей субъекта или региона, а факторов успеха несколько. 
— Поддержка власти важна, но и университеты не вправе сидеть сложа руки, — подчеркнул ректор. — Каждый строит траекторию своего развития не на один день вперед, а на пять, десять лет, а возможно, и больше. Работодатель должен приходить в вузы и ставить задачи на перспективу, при этом и федеральным, и опорным, и исследовательским университетам нужно дать свободу в формировании учебных программ, планов, введении новых дисциплин.
Об опорном вузе как о структуре, стабилизирующей регион, противодействующей оттоку активного населения, говорил в своем выступлении и.о. ректора Костромского государственного университета Александр Наумов.
 — Нужны три условия, чтобы вуз стал инновационным центром, а регион получил инновационный вектор развития. Университет должен обеспечить его социально активными гражданами, сформировать понимание, что такое благоприятная среда, и дать те технологии, которыми люди, принимающие решения, будут пользоваться, — считает ректор. Отсутствие любого из этих компонентов должно расцениваться как тревожный показатель, уверен он. 
Опытом встраивания своего вуза в экономику одного из регионов Поволжья поделился ректор Волгоградского государственного технического университета (ВолГТУ) Владимир Лысак. Системная работа с предприятиями и профильными комитетами местной администрации, по его словам, дает результаты.
— Оказалось, что только одному крупному предприятию до 2019 года нужно 1200 специалистов. Теперь мы точно знаем, как строить подготовку кадров для региональной промышленности на перспективу, — заметил ректор ВолГТУ. 
Чтобы решить проблему с внедрением результатов научной деятельности и разработок сотрудников вуза, по мнению Владимира Лысака, университет должен “идти впереди предприятий, подсказывать, на чем можно заработать”. Хорошим подспорьем для практики и карьерной реализации молодых специалистов ВолГТУ служит научно-техническое производство оборонного значения, где выпускается наукоемкая продукция. Руководство вуза, по словам ректора, еженедельно общается с администрацией губернатора, обсуждая насущные задачи и направление совместной деятельности. Опорным университетам необходимо учиться быстро реагировать на запросы регионального руководства, считает ректор ВолГТУ. 
Город, интеллектуальным ядром которого стал университет, в нашей стране уже есть. Это Иннополис, появившийся на карте рядом со столицей Татарстана в 2014 году, официально открытый в 2015-м и призванный стать ИT-центром федерального значения. Уровень инфраструктуры формирующегося города задает Университет Иннополис, соответствующий всем требованиям самого передового высшего учебного заведения: лекции читают профессора из ведущих вузов страны и мира; обучение идет по курсам, приобретенным в университетах США, Европы и Сингапура, с применением лучших отечественным методик; в актуализации образовательных программ и исследований участвуют партнеры из ИT-индустрии; практику на базе компаний студенты проходят уже на первых курсах, а в вузовских общежитиях охотно селятся и зарубежные преподаватели. 
Проректор Университета Иннополис Татьяна Станко рассказала коллегам, что сегодня он опережает по развитию все организации Казани, привлекая в город будущего инициативную молодежь, которая регулярно проводит на университетской площадке тематические семинары и воркшопы, организуется в сообщества по интересам. Инфраструктура города еще формируется, но все основные элементы, включая технопарк, уже есть, а университет обеспечивает всю цепочку уровневого обучения — от школы для одаренных детей до аспирантуры. К науке и английскому языку здесь приобщают с детского сада, с университетом тесно взаимодействует лицей-интернат ИТ-профиля. В вузе можно получить и дополнительные компетенции, необходимые для работы в Иннополисе.
— Мы создаем новый город, опираясь на мировые практики, с учетом особенностей среды Татарстана, — заключила проректор. 
Тактика контакта
Стратегия Национальной технологической инициативы предполагает, что в ближайшие несколько лет университеты должны подготовить и переобу-чить сотни тысяч специалистов для инновационной экономики. Чтобы справиться с этой задачей, считают ректоры, вузам нужно модернизировать не только ресурсную базу, но и свою внутреннюю и внешнюю политику. “Подготовка высококвалифицированных специалистов для новой экономики возможна только в том случае, если помимо образовательной деятельности университет имеет серьезные объемы научно-исследовательских работ и обладает большой практикой коммерциализации собственных инновационных предложений и проектов”, — уверен ректор Воронежского государственного университета (ВГУ) Дмитрий Ендовицкий. 
В ходе панельной дискуссии “Как университеты смогут сформировать кадры и среду для новой промышленной революции?” выяснилось, что все три достоинства вузам приходится доказывать бизнес-сообществу. Без его привлечения востребованных специалистов не вырастить: ведь работодатель должен понимать, каких результатов следует ожидать от сотрудничества с университетом и каковы риски вложений в совместные проекты. 
Позитивной иллюстрацией к разговору послужили истории Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова (Первого МГМУ им. И.М.Сеченова) и ВГУ. Оба вуза стали пилотными площадками для запуска первой в стране магистерской программы по направлению “Промышленная фармация”. По данным заместителя директора Института фармации и трансляционной медицины Первого МГМУ им. И.М.Сеченова Натальи Пятигорской, сегодня только 10% сотрудников отрасли имеют университетские дипломы профильных факультетов. Новая магистратура рассчитана на подготовку не провизоров, а специалистов с междисциплинарными компетенциями для фарминдустрии, которая, как сказала Н.Пятигорская, по темпам развития обгоняет рынок ИT-технологий.
— Сотрудникам компаний дается возможность получить второе высшее образование без ограничений по возрасту, — пояснила она. — Студенты с разных факультетов медуниверситетов, включая химиков и биологов, получат здесь компетенции, востребованные работодателем и обеспечивающие дальнейший карьерный рост. 
Понимание интересов партнеров приходит, по словам Натальи Пятигорской, в постоянном взаимодействии с ними, в том числе при создании совместных лабораторий, инжиниринговых центров и т.д.
— Сеченовка “слышит” потребности будущего развития отрасли. Появление магистерской программы “Промышленная формация” — инновация в фармацевтическом образовании. Наш университет был вовлечен в эту работу под руководством Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, и наша заявка на программу оказала влияние на решение крупной немецкой фармкомпании строить завод в Воронежской области, — сообщил Дмитрий Ендовицкий, говоря о компании Bionorica, которая специализируется на производстве препаратов из сырья на основе лекарственных трав. 
Между тем, отмечали участники панельной дискуссии, включение предприятий реального сектора в образовательный процесс все еще идет медленными темпами. Вузам сложно планировать подготовку, не зная, какие специалисты будут востребованы через несколько лет, но ответа на этот вопрос, как считает декан факультета технологического менеджмента инноваций Университета ИТМО Филипп Казин, нет и у работодателей — российские компании, по большей части, не планируют развитие на 7-10 лет вперед.
В то же время, подчеркнул он, вузам необходимо не только привлекать специалистов из индустрии, но и повышать квалификацию своих преподавателей магистерских программ.
 — Пока они не готовы воспринять вызов Научно-технической инициативы, бизнес, который смотрит в будущее, в университет не придет, — уверен декан.
По мнению руководителя Школы технологического предпринимательства Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана Анны Данилиной, эффективно наладить контакты вузов и бизнеса с учетом обоюдных интересов помогут “единицы, которые “смотрят извне”, то есть структуры с открытым входом в университеты, системно взаимодействующие с промышленными компаниями. 
— Но таких экспериментов пока немного. Мы, наверное, одни из первых, — констатировала она.
Цель создания школы — объединение усилий вуза, промышленности и среднего бизнеса по подготовке и переподготовке специалистов с профессиональными компетенциями в области предпринимательства, создания и ведения собственного дела, поиска инвестиций и т.д. Участие бизнесменов с научной степенью в образовательном процессе, по словам Анны Данилиной, привлекает слушателей и повышает интерес студентов к программам школы. Она также отметила, что компании в основном еще не готовы предоставлять реальные бизнес-кейсы для обучения. Особенно остро эта проблема стоит в регионах. 
Путем включения сотрудников промышленных предприятий и НИИ в учебный процесс в магистратуре, по словам Филиппа Казина, некоторое время назад пошли и в Университете ИТМО. Еще одна особенность этого вуза — проектная деятельность как обязательный элемент обучения практически на каждом курсе бакалавриата. 
В Московском политехническом университете (МПУ) под руководством “людей из индустрии” реализуют уникальные магистерские программы. Как заметил декан факультета МПУ “Инженерная школа” Андрей Андрюшков, самим вузам экономически сложно обеспечить такую модель подготовки, поэтому самое оптимальное — финансировать подобные проекты вместе с работодателем, нуждающимся в конкретных специалистах.
Материалы подготовила Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото с сайта https://university.innopolis.ru

Нет комментариев