Не терпеть, а понимать. Экстремизм победят знания.

“Досточтимые участники!” — столь необычное обращение прозвучало вполне естественно за круглым столом Московского государственного лингвистического университета, где впервые встретились религиозные лидеры и теологи Казахстана и России. Представителей православия, ислама, иудаизма объединила тревога за судьбу народов некогда единой большой страны и особенно молодого поколения. Они обсуждали, каким образом духовенство может противодействовать распространению идеологии терроризма и экстремизма, делились наболевшим, полемизировали. Надо отметить — на безукоризненном русском языке!
Делегацию РК возглавляли высшие иерархи Духовного управления мусульман Казахстана председатель ДУМК, Верховный муфтий Абсаттар Дербисалиев и его заместитель, ректор Исламского института повышения квалификации имамов РК Мухаммад-Хусейн Алсабеков.
С российской стороны в дискуссии участвовали председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев, генеральный представитель КЦМ СК муфтий Шафиг Пшихачев, руководитель ДУМ Кабардино-Балкарии муфтий Хазретали Дзасежев, заместитель председателя ДУМ европейской части России Дамир Мухетдинов, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ протоиерей Георгий Рощин, вице-президент Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган, президент информационно-аналитического центра “Религия и общество” Алексей Гришин, ректоры исламских вузов Северного Кавказа, представители общественных организаций, научные сотрудники и преподаватели МГЛУ.
Тон разговору задал Абсаттар Дербисалиев. Он напомнил, что у мусульман есть обычай при встрече говорить “ассаламу алейкум!” — “мир вам!”. Милосердие, самопожертвование, миролюбие, благонамеренность и справедливость — основа морали ислама. Кровопролитие, разжигание вражды — грех перед Аллахом, особенно убийство невинных. Но в последние годы в СМИ часто фигурирует термин “исламский терроризм”, хотя на самом деле такового не существует, сказал Дербисалиев, ведь действия террористов направлены как раз против религии.
Мухаммад-Хусейн Алсабеков поддержал главу ДУМК: “Убивающий во имя веры — безбожник, Аллах против таких самозванцев. Беспокойство всех мусульман вызывает набирающая силу тенденция обесчеловечить ислам”, — сказал он. Террористы преследуют политические цели, у них нет ничего общего с религией, их главари тщательно, не хуже генералов, изучают стратегию и тактику войны. Нужны новые методы борьбы с терроризмом, и в этой борьбе нам надо быть вместе, заключил он.
Муфтий Шафиг Пшихачев согласен с казахстанскими коллегами, но для противостояния экстремизму надо создать единый механизм, учитывающий региональную специфику. Он уверен, что правильное решение будет найдено, и подчеркнул особую роль МГЛУ, который уже несколько лет реализует программу подготовки мусульманских религиозных деятелей, изучения мусульманской культуры, арабского языка, создал межвузовский совет, в который входят исламские университеты России. По мнению муфтия, это очень полезный опыт взаимодействия государственных и религиозных учебных заведений, и казахстанские вузы могут присоединиться к совету.
Протоиерей Георгий Рощин считает, что к обсуждению темы терроризма надо подходить более широко, поскольку его первопричина — бездуховность, безнравственность. Отрадно, что представители традиционных религий вступили в диалог, считает он. Встречи на университетской площадке должны проходить чаще, быть серьезными и более открытыми, тогда можно приблизиться к решению проблемы терроризма, предотвратить его расползание.
Вице-президент Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган вспомнил, как после развала СССР он встретился в Алма-Ате с Ахматом Кадыровым — тогда еще муфтием Чечни, и они обсуждали возникшие проблемы: “Все мы были в ту пору как сиамские близнецы, которых разделили, но они еще не научились ходить и делали первые шаги. И мы тогда сделали самое главное — не допустили межрелигиозных войн”.
О бездуховности говорил и муфтий Исмаил Бердиев. Советское общество держалось на атеистической морали, после ее краха в головах образовался религиозный вакуум, сказал он. Спекулируя на потребности людей в вере, бандиты заполняют эту пустоту лживыми идеями. Такие “проповедники” легко находят молодых людей — чаще всего безработных, поддающихся специальной обработке, превращают их в камикадзе, и те, не задумываясь, взрывают себя и ни в чем не повинных людей, веря, что окажутся после этого в раю, хотя во всех религиях самоубийство — большой грех.
Бердиев поднял также терминологическую проблему. По его мнению, надо отказаться от использования понятия “толерантность”, буквальный перевод которого — терпение. “Да, человек может вытерпеть, но постоянно терпеть он не может. Поэтому нам надо не терпеть друг друга, а понимать”, — заключил он.
Действительно, в России не было такого, чтобы кто-то кого-то терпел, подтвердил доцент МГЛУ Роман Силантьев. Он привел примеры мирного сожительства конфессий. Трудно даже определить, когда начался диалог — есть свидетельства этого процесса в XVIII-XIX веках. В царской России за счет государства строились мечети, распространялась мусульманская литература. Император Николай II пожертвовал значительную сумму личных денег на строительство мечети в Твери. Первый перевод Корана на русский язык был сделан при участии Православной церкви. Межрелигиозное сотрудничество имело место во все времена, на всех уровнях — от простых людей до лидеров духовенства.
Отношения сохранились и после распада СССР. Силантьев привел яркий пример такого взаимодействия. Оказывается, Мухаммад-Хусейн Алсабеков, будучи в 1994 году муфтием Чечни, участвовал в переговорах между ДУМ и РПЦ, и, как сказал ученый, во многом заслуга Алсабекова, что конфликт не стал межрелигиозным. “Жаль, что он сейчас в Казахстане — таких людей России очень не хватает”, — добавил он.
После завершения двусторонней встречи я спросила Мухаммада-хаджи, почему молодые люди уезжают изучать ислам в арабские страны.
“Уезжали, — уточнил Алсабеков. — Девяностые годы были трудными не только в экономическом плане, но и в духовном. Нам не хватало высокообразованных религиозных кадров. Но теперь казахстанским ребятам не надо никуда ехать. В Алма-Ате открыли Египетский университет исламской культуры, его окончили уже более 200 человек, которые теперь успешно работают в мечетях.
Для желающих продолжить учебу есть магистратура. При ДУМК создан Исламский институт повышения квалификации имамов, ректором которого я являюсь. В разных регионах республики открываются медресе, в них работают высококвалифицированные преподаватели с высшим образованием. Одним словом, скажу так: своя учеба — надежнее”.
О религиозном образовании говорили и за круглым столом, который прошел в те же дни в МГЛУ и был посвящен той же, как выразилась ректор МГЛУ Ирина Халеева, “деликатной теме №1” — “Воспитание нравственности и гражданской ответственности как средство противостояния терроризму и профилактики экстремизма”. Ключевую роль в решении этих вопросов должно, по мнению И.Халеевой, сыграть образование. Очень сложно, но все-таки надо выработать методологию, которая легла бы в основу воспитания нравственности, сказала она.
Дискуссия, хотя и “за круглым столом”, проходила порой в довольно острой форме. Так, альтернативное восприятие истории джадидизма — движения “обновленчества” среди мусульманских народов в Российской империи конца XIX — начала XX века — изложили религиовед Роман Силантьев и заместитель председателя ДУМ европейской части России Дамир Мухетдинов.
С напряженным вниманием слушали выступление президента информационно-аналитического центра “Религия и общество” Алексея Гришина. Среди многих причин распространения идеологии экстремизма и терроризма в числе главных он тоже считает “тотальную безнравственность, ставшую нормой, правовую и религиозную безграмотность людей, прежде всего молодежи”.
Правительства многих государств, по словам Алексея Гришина, совершают одну и ту же ошибку — источником опасности считают религиозность населения, хотя именно религиозное образование создает основу для противодействия терроризму в молодежной среде. Школьники должны получать информацию об основных традиционных религиях не от экстремистов с их извращенными трактовками учения. Преподавание основ религии в общеобразовательных школах не противоречит светскому государственному устройству, а воспитывает веротерпимость, уважительное отношение к убеждениям “соседа по парте”.
По итогам двусторонней встречи, а также заседания круглого стола были приняты резолюция и заявление, в которых участники единогласно осудили терроризм, призвали поддерживать общественный мир, гражданское согласие и безопасность, не поддаваться на различного рода провокации со стороны экстремистов, не принимать участие в межнациональных, межэтнических и религиозных конфликтах.
Духовные лидеры обратились к мировому сообществу с призывом “не оказывать ни моральной, ни финансовой, ни военно-технической помощи террористическим группировкам”. Они считают целесо-
образным введение в духовных образовательных учреждениях СНГ “курса лекций и семинаров о недопустимости использования религиозных догм для оправдания терроризма и экстремизма”. Единую программу соответствующего спецкурса поручили разработать Северокавказскому исламскому университету им. Абу Ханифы. Помимо этого участники состоявшихся дискуссий предложили ввести в практику деятельности ректоров исламских вузов стран СНГ проведение просветительских лекций и семинаров для служителей культа, в ходе которых акцентировать внимание на миролюбивых основах ислама и недопустимости их толкования для оправдания терроризма и экстремизма и призывов к ним.
На базе Информационного центра по вопросам международной безопасности МГЛУ предложено создать международный совет по консолидации усилий институтов гражданского общества и религиозных организаций по противодействию терроризму, а в рамках СНГ — международный исследовательский консорциум по проблеме взаимоотношений религий на базе Межвузовского совета по духовному образованию МГЛУ. Участники диалога религиозных и светских ученых на “деликатную тему” высказали пожелание продолжать его на постоянной основе.

Светлана КРЫМОВА
Фото Анны МИРОНОВОЙ

Нет комментариев