На тормозах. Что мешает развитию крымской науки?

Непросто проходит интеграция в российское научное и законодательное пространство подведомственных ФАНО России научных организаций, которые работают в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. В ходе выездного заседания президиума Центрального совета Профсоюза работников РАН профлидеры из разных регионов страны познакомились с проблемами, которые волнуют крымских коллег. 

Крымская региональная организация была создана и принята в Профсоюз РАН еще до того, как определилась ведомственная принадлежность находящихся на полуострове исследовательских институтов, ранее входивших в Национальную академию наук Украины. В формировании решения о переходе этих организаций в академическую систему профсоюз принимал активное участие вместе с РАН и ФАНО. Крымские органы власти долго сопротивлялись передаче научных структур вместе с их имущественным комплексом с регионального на федеральный уровень. Когда соответствующее распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2015 года №1743-р все же было принято, они стали всячески тормозить этот процесс. Официальная передача собственности до сих пор не завершена, делались попытки изъятия части имущества в пользу третьих лиц. 

Крымская организация с первых дней существования включилась в борьбу за право коллективов институтов нормально работать, и центральный профсоюз эти действия поддерживал. Всем миром удалось отбить, к примеру, попытки ФАНО провести “реструктуризацию” таким хитрым образом, чтобы две крупные научные структуры с мировым именем — Морской гидрофизический институт (МГИ) и Институт биологии Южных морей -(ИнБЮМ) — вошли в небольшой и малоизвестный Институт природно-технических систем, переехавший в Севастополь из Сочи. Когда сотрудники МГИ и ИнБЮМ, не желающие мириться с таким решением, на несколько месяцев были оставлены без зарплаты, Нижегородская региональная организация профсоюза перевела коллегам помощь — 100 тысяч рублей.

Как дела обстоят сегодня? Чтобы это понять, высадившийся на полуостров профсоюзный десант объехал практически все академические организации и провел встречи с трудовыми коллективами, профактивом и руководством. 

Поле, русское поле 

Во время визита в расположенный в Симферополе Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма (НИИСХ Крыма) с представителями Профсоюза РАН встретились заместитель директора по научной работе Людмила Радченко и председатель профкома Наталья Полякова. 

 По их словам, жизнь института проходит в постоянной борьбе. В 2012 году в НИИСХ Крыма были слиты шесть аграрных институтов, число сотрудников которых в процессе интеграции было сокращено на 30%. Коллективы еще не успели притереться друг к другу, как в 2014 году случилась “крымская весна”. НИИСХ Крыма перешел из Минсельхоза в ведение ФАНО, началась выматывающая процедура передачи активов, которая по сей день не завершена. Сейчас институт, по слухам, планируют объединить с Никитским ботаническим садом. И в НИИСХ, и в НБС от этой идеи, мягко говоря, не в восторге, сообщила Людмила Радченко. Организации различаются по профилю, каждая представляет собой серьезный многофункциональный центр: дальнейшее укрупнение приведет к снижению управляемости. 

Основная задача НИИСХ Крыма — научное сопровождение развития агропромышленного комплекса республики. Наряду с типичными для всех крымских организаций проблемами у аграриев есть и специфические. НИИСХ Крыма активно занимается микробиологией: ученые преуспели в выделении и селекции штаммов полезных микроорганизмов, на основе которых разработано немало препаратов (например, целлюлозоразлагающих — активизирующих почвенно-микробиологические процессы). Обеспечивали весь Крым и юг Украины, зарабатывали внебюджетку. Теперь надо покупать российские разрешения на производство этих препаратов, заплатив по 3-5 миллионов рублей за каждое. Таких денег у НИИСХ Крыма нет. Минсельхоз и ФАНО в помощи отказали — дескать, зарабатывайте сами. 

Ученым-аграриям приходится коренным образом менять направления работы. После перекрытия Украиной Северо-Крымского канала площадь орошаемых земель на полуострове сократилась в 30 раз. Рису, сое, кукурузе, которые выращивались на орошении, занимали значительные площади и улучшали структуру севооборота, надо срочно искать замену. Дефицит воды ставит под вопрос также и развитие садоводства и виноградарства. В связи с этим ученые активизировали работу по приспособлению к местным условиям культур, которые ранее в Крыму не росли. 

У института много земель, в обработку которых надо постоянно вкладываться, а техника изношена. За последние годы на ее обновление было выделено 35 миллионов рублей, но, поскольку пришлось покупать что подешевле, многие агрегаты сломались, даже не доехав до поля.

На краешке стула

У Института археологии Крыма (ИАК) РАН, который вместе с библиотекой и архивом располагается в здании Крымского федерального университета им. В.И.Вернадского (КФУ), главная проблема — неурегулированные отношения собственности. О них на встрече коллектива ИАК РАН с представителями Проф-союза РАН рассказал исполняющий обязанности директора Вадим Майко. Согласно решению суда, институт должен получить в свое ведение занимаемые им площади, расположенные в бывшем загородном доме князя Воронцова. Кстати, эти помещения ИАК РАН реконструировал и отремонтировал за счет собственных внебюджетных средств. Передача недвижимости затягивается, в связи с этим институт подал новый иск к Совету министров республики — теперь в связи с его бездействием.

Пока ученых не лишают крыши над головой, но стабильным их положение не назовешь. Так как КФУ отказывается возобновлять с институтом договор аренды, ИАК РАН не может оплачивать коммунальные услуги. 

Институт, по сути, сидит на краешке стула. Рано или поздно передача прав на помещения, видимо, состоится, но проблема еще и в том, что институту в них тесно. Ранее здание, которое сейчас передано КФУ, занимал Крымский научный центр Национальной академии наук Украины, и ИАК РАН имел там достаточные площади. Теперь его вынудили ужаться, и институт ютится на оставленных ему площадях, как бедный родственник. 

Еще одна проблема связана с тем, что на Украине проводить археологическую экспертизу при производстве строительных и сельскохозяйственных работ на объектах археологического наследия и культурного слоя могли только государственные научные организации. В России это право имеют и частные фирмы, получившие необходимую лицензию. Теперь на полуострове с древней историей, хозяйственное освоение которого идет полным ходом, правят бал “Рога и копыта”, которые и заказы на экспертную работу у ИАК РАН перехватывают, и специалистов сманивают. Как-то так получается, что наезжающие из центра и не знающие местной специфики частные конторы получают огромные госзаказы на археологические изыскания, а институту перепадают крохи. 

Не особенно стабильно чувствует себя и Крымская астрофизическая обсерватория (КрАО) РАН. Организация имеет распределенную структуру, как многие современные телескопы. Входящие в нее объекты, в том числе более 20 работающих наблюдательных инструментов, базируются на четырех площадках в разных частях полуострова. Встреча профсоюза с коллективом КрАО состоялась в поселке Научный под Бахчисараем, где располагается основная база и большинство инструментов. Директор КрАО Алла Ростопчина-Шаховская рассказала, что, хотя по факту институт отвечает за жизнь всего академгородка с его разветвленной научной инфраструктурой, жильем, школой, амбулаторией, ни один из этих объектов пока не стоит на его балансе, что создает много проблем. Так, из-за формального отсутствия оборудования ученые не могут участвовать во многих программах. 

Волнует директора и недостаток средств на исследования. Уникальные астрономические приборы обслуживают более 100 инженеров и техников — специалистов высочайшей квалификации. Но получает технический персонал крайне мало, потому что все ресурсы брошены на выполнение президентского указа о повышении зарплат ученым.

Тревоги и заботы

Встреча профсоюза с сотрудниками Карадагской научной станции им. Т.И.Вяземского, природного заповедника РАН, получилась непростой. На нее собрался практически весь коллектив, люди были раздражены и взволнованы. Причина — ситуация с квартирами в домах, расположенных на территории заповедника, из которых, как опасаются сотрудники, их вот-вот начнут выселять. 

Ранее с проживающими, часть которых уже не работает на станции, были заключены договоры бессрочного найма, аналогичные социальному найму в России. Теперь ФАНО переводит квартиры в специализированный жилищный фонд, то есть в разряд служебного жилья, а оно может предоставляться только работающим в данной организации гражданам. 

Жилищный вопрос, волнующий не только карадагцев, но и сотрудников практически всех организаций, где побывали проф-лидеры, был поднят и на встрече в Морском гидрофизическом институте. В ней принял участие заместитель руководителя ФАНО Александр Степанов, который в это время вел в Крыму переговоры с местным руководством и встречался с директорами институтов. 

Председатель Профсоюза РАН Виктор Калинушкин в личной беседе обсудил с ним жилищные проблемы сотрудников Карадагского заповедника и получил заверения, что они будут решаться при участии профсоюза и поголовного выселения не произойдет. 

Выступая перед сотрудниками севастопольских институтов и крымских НИИ, замглавы ФАНО сообщил, что в вопросах ускорения передачи имущества институтам и строительства жилья для сотрудников подведомственных агентству организаций наметилось серьезное продвижение. Достигнута договоренность о возведении нескольких многоквартирных домов — в Севастополе и Крыму. Получив в этом вопросе поддержку местной власти, ФАНО постарается включить эти объекты в федеральную адресную инвестиционную программу строительства жилья. 

Александр Степанов призвал молодых ученых активнее участвовать в получении жилищных сертификатов. О том, как работает эта программа, а также об опыте строительства специализированных жилищных кооперативов рассказывали на всех встречах с трудовыми коллективами и представители профсоюза. Выяснилось, что сотрудники крымских НИИ мало знают о предоставляемых ученым возможностях решения квартирного вопроса. 

Профлидеры из разных регионов делились с коллегами и другим опытом решения социально-трудовых проблем, обсуждали темы, касающиеся правил оценки публикационной активности, хода реструктуризации, возможного сокращения штатов из-за уменьшения финансирования. Среди местных проблем обозначилась, к примеру, такая: стаж работы для выплаты средств по больничному листу в некоторых организациях отсчитывается со времени их воссоздания под эгидой ФАНО, прежние годы в расчет не берутся. Это неправомерно, заявили представители профсоюза и пообещали вооружить коллег необходимыми документами.

Очевидно, что крымские научные организации переходный период пока не преодолели. Проблемы, стоявшие на первом этапе, сменились новыми, которые изрядно тормозят движение вперед.

Надежда Волчкова

Фото Николая АНДРЮШОВА

Нет комментариев