Целительный акцент. Профобразование лечат практикой.

— Наше внимание приковано сегодня к многопрофильным организациям СПО, поскольку именно они реализуют подготовку кадров по новым профессиям из перечня топ-50 по стандартам WorldSkills, — заявила заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня”, посвященной теме “Кадры новой России: как готовят востребованных для экономики специалистов”. В то же время, как сообщила замминистра, в 2016 году Минобрнауки впервые проанализировало состояние всей системы СПО и изменения, которые произошли в этой сфере после передачи колледжей и техникумов в ведение субъектов РФ.

Согласно приведенным ею данным, после оптимизации и под влиянием демографической ситуации число учреждений СПО (включая те, что действуют на базе вузов) с 2012 года сократилось с 5 до 3,9 тысячи, а количество учащихся в них студентов — с 2,97 до 2,85 миллиона человек. В общей сложности система среднего профобразования готовит сегодня специалистов порядка 500 профессий. Многопрофильные организации инженерно-технического направления составляют 61% от общего числа учебных заведений СПО, 19% готовят работников отраслей здравоохранения, образования и культуры, а 20% приходятся на учреждения, поставляющие кадры для сферы услуг.

Людмила Огородова обратила внимание на то, что бóльшая часть средств, поступающих из бюджетов регионов в систему СПО, расходуется на содержание колледжей и техникумов, включая зарплату сотрудников, оплату услуг ЖКХ и т.п., и только 5-6% идут на развитие материально-технической базы. Субсидии с федерального уровня в основном поступают на обеспечение условий для подготовки по профессиям из топ-50 (информационные технологии, робототехника, инженерные и технические специальности, переработка, экология и т.д.). И сегодня решается задача по привлечению в среднее профобразование внебюджетных инвестиций. 

По словам замминистра, новые подходы к развитию СПО содержит приоритетный проект “Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий” (“Рабочие кадры для передовых технологий”), осуществляемый сегодня под ее руководством. Цель этой программы — создать в Российской Федерации систему среднего профобразования, которая обеспечит к концу 2020 года до 50 тысяч выпускников, продемонстрировавших уровень подготовки по стандартам WorldSkills Russia.

— Мы подошли к этой теме, ориентируясь на потребности территорий: регионы предложили свои перечни профессий, наиболее востребованные их экономикой. Очень важно, что в данном проекте впервые за последние 15-20 лет остро поставлен вопрос подготовки и переподготовки педагогических кадров и мастеров производственного обучения, а прямые требования к технологическому оснащению образовательных организаций “зашиты” во ФГОСы, — отметила Л.Огородова. 

Программа, в частности, предусматривает создание не менее семи межрегиональных центров компетенций (к концу 2017 года) и 175 специализированных центров компетенций (в этом году — 85), аккредитованных в соответствии с требованиями WorldSkills Russia. 

Людмила Огородова назвала лидеров по внедрению новых ФГОС на подготовку по профессиям топ-50: Республика Хакасия, Амурская, Тюменская и Челябинская области. Наиболее востребованы в регионах такие специальности, как повар-кондитер, программист, мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, сварщик, электромонтер, преподаватель начальных классов, мастер отделочных и строительных работ и др. 

— В 2018 году более 1000 колледжей в 73 регионах России, получивших лицензии, приступят к работе по новым стандартам профобразования, — пообещала замминистра. Она подчеркнула, что проект призван дать возможность реализоваться молодежи, нацеленной на получение конкретной профессии, которая гарантирует ей достойный заработок и качество жизни. 

По определению Л.Огородовой, WorldSkills Russia — это “инструмент развития, который обеспечивает не только чемпионатное движение в России, но и моду на современные профессии и профессионализм в целом”. В рамках проекта “Рабочие кадры для передовых технологий” запланирована ежегодная подготовка 5 тысяч экспертов для проведения демонстрационных экзаменов ГИА. Такое же число мастеров производственного обучения будет повышать свою квалификацию по стандартам WorldSkills Russia.

— Надеемся, что движение позволит привлечь инвестиции в СПО, — сказала Л.Огородова. — За рубежом системы национального профобразования развиваются во многом за счет реального сектора экономики. Мы, в свою очередь, влияем на правовые механизмы, чтобы заинтересовывать работодателей в подготовке кадров в системе среднего профобразования. Могу сообщить, что сегодня Минэкономразвития инициирует налоговое стимулирование для тех производств, которые создают базовые кафедры на своих площадях для реализации проектно-ориентированных образовательных программ.

Генеральный директор союза “Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы” (WorldSkills Russia) Роберт Уразов добавил, что один из ключевых показателей проекта “Рабочие кадры для передовых технологий” — это количество выпускников программ СПО, успешно сдавших экзамены по международным стандартам. До конца текущего года ГИА по правилам WorldSkills должны пройти порядка 15 тысяч учащихся.

— Существует заблуждение, что прикладной характер упрощает экзаменационную процедуру, однако выпускник не сможет продемонстрировать требуемые умения, если нет необходимого багажа теоретических знаний. Излечивается традиционная болезнь нашего профобразования — пренебрежение практическим аспектом подготовки при большем акценте на педагогический и теоретический, — резюмировал Р.Уразов.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

 

Нет комментариев