Кровь бурлит

Успешное переливание искусственной крови с настоящими красными кровяными клетками проведено во Франции — эритроциты вырастили из стволовых клеток костного мозга человека. Об этом сообщает Popular Science.
Искусственная кровь была получена в лабораторных условиях в парижском Университете Пьера и Мари Кюри группой под руководством Люка Дуайя (Luc Douay). Из костного мозга добровольца выделили гематопоэтические стволовые клетки — это клетки-предшественники, которые при созревании и дифференцировке превращаются в те или иные элементы крови. Этот материал, помещенный в культуральную смесь, которая содержала определенные ростовые факторы, превратился в красные кровяные клетки — эритроциты. Для того чтобы можно было отслеживать их поведение после введения в организм человека, к эритроцитам прикрепили специальные молекулярные “ярлычки”, пометили их. Затем два миллилитра искусственной крови, содержащие 10 миллиардов меченых эритроцитов, вводили донору клеток костного мозга. Спустя пять дней в организме продолжали циркуляцию 94% введенных меченых эритроцитов. Через 26 дней их было от 41 до 63%, и это нормальный показатель для любых эритроцитов. Введенные клетки и функционировали как нормальные красные кровяные тельца — вполне эффективно переносили кислород по всему организму. Результаты этого исследования опубликованы в медицинском журнале Blood.
По мнению авторов, которое со ссылкой на New Scientist приводит издание Popular Science, “полученные результаты многообещающи, так как открывают доступ к неисчерпаемому источнику крови для переливания нуждающимся пациентам”. Такая искусственная кровь особенно актуальна в тех странах, где отмечен высокий уровень ВИЧ-инфицированности, естественным образом сокращающий резервы донорской крови. Предыдущие попытки синтезирования крови были направлены в основном на получение искусственных кровезаменителей (подобных широко известному российскому перфторану). Искусственные кровезаменители хороши тем, что в отличие от свежей крови или крови с выращенными из стволовых клеток элементами не требуют для своего хранения холодильников. Их можно использовать в отдаленных районах, для оказания срочной помощи при природных катастрофах. Но у крови, полученной из стволовых клеток, свои преимущества. Ее переливание подобно общепринятой трансфузии эритроцитов, что снимает ряд проблем, связанных с безопасностью применения нынешнего поколения кровезамещающих жидкостей. Однако для массового производства крови по технологии стволовых клеток еще очень далеко. Пациентам, нуждающимся в переливании крови, обычно нужно в 200 раз больше, чем те 10 миллиардов эритроцитов, что вырастили Дуай и его коллеги. Лабораторные эксперименты (но не само переливание), которые ранее провел Роберт Ланца (Robert Lanza) из компании Advanced Cell Technology, показали, что из эмбриональных стволовых клеток можно получать в 10 раз больше эритроцитов, чем Дуайю с коллегами удалось наработать из клеток костного мозга.