Распознать по косточкам. У динозавров пополнение!

Палеонтологи Санкт-Петербургского государственного университета обнаружили ранее неизвестный род в группе гигантских динозавров — завроподов. О подробностях открытия шла речь на традиционном science-ланче в СПбГУ.
Но сначала участникам ланча предложили отведать “издательское блюдо” — первый номер журнала Biological Communications, в котором трудно было узнать выпускавшийся на русском языке с 1946 года “Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 3. Биология”. Благодаря новому формату и дизайну он превратился в современный англоязычный журнал широкого биологического профиля, ориентированный на зарубежного читателя и международное экспертное сообщество. Так вот, “гвоздем” дебютного номера стала статья исследователей СПбГУ — профессора Александра Аверьянова (он также заведующий лабораторией териологии Зоологического института РАН) и доцента Павла Скучаса, описавших первого российского завропода всего по трем, но очень характерным хвостовым позвонкам, найденным в разные годы у Гусиного озера в Забайкалье.
Завроподы из отряда ящеротазовых динозавров известны по находкам отдельных костей и целых скелетов в юрских и меловых отложениях практически всех континентов. В России их встречали в Западной Сибири и Забайкалье, но причислять ископаемые останки к новому виду или роду жителей мезозойской эры не было достаточных оснований.
— Первый из трех позвонков мы нашли в 1998 году, когда я был еще студентом, остальные — в ходе последующих экспедиций, — рассказал Павел Скучас. — Уже тогда мы поняли, что эти фрагменты принадлежат титанозаврам — самым поздним и эволюционно продвинутым завроподам. Однако в начале 2000-х информации о титанозаврах было так мало, что описать новый род не представлялось возможным — сравнивать было не с чем.
Время, как и положено, работало на палеонтологов. За последние 15 лет скелеты титанозавров были найдены в Южной Америке, описаны несколько новых видов и родов. Ученые СПбГУ накапливали материал для анализа, сравнений и сделали вывод о принадлежности найденных ими позвонков неизвестному роду древних вегетарианцев. Это первый российский завропод, получивший научное название — Tengrisaurus starkovi.
— Мы назвали его в честь Тенгри — верховного божества монгольско-тюркской мифологии, а типовой вид — в честь нашего коллеги, палеонтолога из Института общей и экспериментальной биологии Сибирского отделения РАН Алексея Старкова, обнаружившего многие местонахождения останков динозавров, — пояснил Павел Скучас. Редкая форма научной солидарности!
По его словам, “наш тенгризавр даже среди титанозавров далеко не самый примитивный”. Выглядел он почти так же, как и другие не слишком крупные завроподы: имел массивный длинный хвост и вытянутую шею, весил около 20 тонн, его длина от головы до кончика хвоста составляла примерно 12 метров. До сих пор считалось, что титанозавры появились в начале мелового периода (около 145 миллионов лет назад) в Южной Америке, то есть на территории древнего континента Гондвана. Открытие петербургских ученых позволяет предположить, что титанозавры имели азиатское происхождение.
В завершение научного ланча прозвучал совсем ненаучный вопрос: “Зачем нужны сведения о давно исчезнувших животных нашему обществу?” Но специалист по динозаврам ответил на него с максимальной серьезностью. Он размышлял о значении для человечества добываемых палеонтологией знаний, вроде бы не имеющих практической пользы, — знаний в чистом виде. Без них и теория эволюции, наверное, не выдержала бы критики, а это фундамент современной науки. Кроме того, разве не интересно знать, что было на территории нашей страны до нас, в той же Сибири с ее вечной мерзлотой? А там были тропики, бегали динозавры и плавали крокодилы… Напомнил ученый и о заветной мечте человека — позаимствовать отдельные биологические механизмы у других животных. В частности, хвостатые амфибии — тритоны, саламандры — могут регенерировать свои конечности. Сегодня молекулярные биологи выясняют, какие гены включаются в процессах регенерации, палеонтологи же пытаются понять, когда и в связи с чем эта особенность у хвостатых амфибий возникла. А в общем, как заключил открыватель тенгризавра, знания нужны, чтобы человек оставался человеком!