XX семинар-конференция Проекта 5-100 стала площадкой для обсуждения проблем, решение которых напрямую влияет на репутацию российских вузов.

Очередная, XX семинар-конференция Проекта 5-100 собрала рекордное для этого мероприятия количество участников и стала площадкой для обсуждения проблем, решение которых напрямую влияет на глобальную репутацию российских вузов. 

Объективнее о позитивном

Управление научной репутацией, академическая мобильность, методология рейтингов, международный рекрутинг студентов, подготовка научных журналов по международным стандартам и требованиям индексов цитирования, повышение качества научных публикаций и многие другие актуальные темы, связанные с повышением конкурентоспособности университетов РФ, в течение трех дней обсуждали участники ХХ семинара-конференции Проекта 5-100. В Российском университете дружбы народов собрались порядка 1300 представителей вузов, экспертного сообщества и органов государственной власти, выступили более 140 спикеров и состоялось 20 с лишним мероприятий. “Мы находимся на экваторе выполнения Проекта 5-100”, — констатировала заместитель министра образования и науки России Людмила Огородова, отметив, что, если первая половина его реализации проведена правильно, то вторая должна быть результативной. 
Ряд сессий были посвящены прорывным технологиям биомедицины, а также трансляционной медицине и роли в ее развитии альянсов вузов Проекта 5-100 с медучреждениями и бизнесом. В ходе круглых столов эксперты мировых рейтингов вузов Times Higher Education и Quacquarelli Symonds проанализировали позитивную динамику продвижения наших университетов в мировых рейтингах, отметив их сильные стороны — преподавательскую деятельность и привлекательность для иностранных студентов. Председатель комитета по маркетингу и рекрутингу EAIE (European Association for International Education, Европейской ассоциации международного образования) Йоахим Экстрём рассказал о механизмах разработки конкурентоспособной маркетинговой стратегии по привлечению молодежи из-за рубежа. Практико-ориентированные кейсы по набору студентов-иностранцев представила коллегам проректор по международной академической мобильности РУДН Лариса Ефремова. 
В ходе онлайн-трансляции в группе Study in Russia, организованной командой Проекта 5-100 совместно с сетью “ВКонтакте”, эксперты 10 вузов в прямом эфире ответили на вопросы русскоязычных абитуриентов и студентов об образовании в России. Общее число просмотров трансляции, включая запись, составило 62 тысячи. 
В рамках семинара состоялись традиционные PR-Мастерская Проекта 5-100, а также сессия по наукометрии, на которой и.о. директора ФГАНУ “Социоцентр” Надежда Полихина отметила ежегодный прирост количества публикаций вузов — участников Проекта 5-100 как в Web of Science, так и в Scopus. 
Подводя итоги мероприятия, организаторы обратили внимание на его возрастающую роль как площадки для обмена наилучшими практиками и расширения межвузовского взаимодействия. 
Скромность неуместна
В Минобрнауки готовят Национальный доклад (отчет) Российской Федерации для очередной Конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса, которая пройдет в 2018 году во Франции. О том, как осуществляется эта работа в условиях продолжающихся споров о пользе введения в России уровневого образования и наличия проблем со сбором объективных данных, представители министерства рассказали на круглом столе “Внедрение инструментов Болонского процесса в систему высшего образования Российской Федерации”. Мероприятие с участием Рабочей группы по Болонскому процессу при Минобрнауки РФ состоялось в рамках программы ХХ семинара-конференции Проекта 5-100 в Российском университете дружбы народов. 
Обращаясь к участникам круглого стола, заместитель министра образования и науки России Людмила Огородова напомнила, что действующий ФЗ “Об образовании в РФ” готовился с учетом вступления нашей страны в Болонский процесс и Европейское пространство высшего образования (ЕПВО) в 2003 году. Он предусматривает выстраивание образовательной политики в соответствии с национальными интересами, однако не отменяет обязательность соблюдения международных соглашений.
— В этом году мы должны подготовить национальный доклад, в котором уровень развития системы образования в России необходимо представить в соответствии с фактической ситуацией, с отражением вложенных в эту сферу немалых усилий и финансов. Мы стараемся приблизиться к международным стандартам, создать единое и открытое образовательное пространство — с 2003 года было запущено множество мероприятий по гармонизации нашей системы образования с европейской. Я прошу вас помочь министерству правильно отразить нашу национальную позицию. Академическая мобильность, студенческие обмены, обязательства по интернационализации в рамках Проекта 5-100 — все это, конечно, требует реализации и развития, но очень важно также понять, где водораздел между нашими национальными интересами и приверженностью международным стандартам, — подчеркнула замминистра. 
По словам директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александра Соболева, разговор на эту тему в сообществе и в публичном пространстве должен стать “более сбалансированным, исходя из того, что наше участие в ЕПВО привело скорее к позитивным, нежели к негативным результатам”. Он, в частности, отметил, что такие достижения Болонского процесса, как появление систем контроля качества, обеспечения академической мобильности и ведения мониторинга, повысили транспарентность сферы образования всех стран-участниц.
— Эти инструменты, сервисы, модули апробированы, отточены, что позволяет их напрямую внедрять в национальные образовательные системы, — добавил А.Соболев.
Одним из ключевых событий Болонского процесса он назвал состоявшуюся в 2015 году в Ереване конференцию министров образования стран-участниц, собравшую представителей порядка 50 государств, включая 20 глав профильных министерств.
— Встреча задала новые приоритеты, которые актуальны и для нашей страны. Основной из них — повышение качества и эффективности образовательной системы, — подчеркнул директор департамента. 
В ходе конференции также особое внимание было уделено темам трудоустройства выпускников, построения гибких систем обучения, в частности возможности образования в течение всей жизни, а также социализации студентов, включая обеспечение условиями и сервисами учащихся с особыми образовательными возможностями — эта задача решается в данный момент и в России. Впервые, по словам А.Соболева, темой обсуждения стали структурные реформы как значимый фактор трансформации образовательных систем. 
Среди основных документов, принятых на конференции в Ереване, он назвал новую редакцию ECTS (European Credit Transfer System — Европейская система накопления кредитов, учитывающая учебную работу студентов при освоении ими образовательных программ), которая вобрала в себя предложения 48 стран-участниц и многолетний опыт эксплуатации этой системы. 
— Данный документ, в первую очередь, актуален для построения совместных международных программ ведущих университетов. С нашей точки зрения, он также очень полезен для вузов, которые имеют право на разработку собственных образовательных стандартов. Коллеги из УМО используют его положения, в частности, для разработки примерных программ.
Говоря о значении национальных докладов, А.Соболев назвал их базовым элементом транспарентности и гармонизации образовательных систем. 
— Анализ Национального доклада и его выводов всегда дает возможность изменить что-то в представлениях сообщества или в системе образования, — добавил он.
Директор департамента напомнил, что в 2012 году Российская Федерация не смогла представить свой отчет на очередной конференции, что, по его данным, было связано с рядом трудностей при создании необходимых организационных структур. В 2015 году Россия отчиталась, однако, согласно собственной оценке Минобр-науки, ее доклад оказался недостаточно квалифицированно подготовленным. Как рассказал А.Соболев, проблема заключалась в неполном соответствии статистических подходов в странах Европы и в России (у нас системы мониторинга вузов и отчетности тогда только начали формироваться). Доклад был основан на данных 2013-2014 годов, поэтому результаты реализации ряда программ по созданию ведущих вузов не могли быть представлены в этом отчете по объективным причинам. 
— Тогда мы не говорили об инклюзивном образовании, и многих проектов, которые теперь на слуху и стали нашим образом жизни, просто не было, — сказал руководитель департамента. Он сообщил, что и тогда, как и сейчас, на момент подготовки нового доклада, существовала проблема с получением качественных результатов обработки данных. В итоге Россия представила слабые показатели наличия практик по программам двойных дипломов и центров независимой общественно-профессиональной оценки образовательных программ, что, как заметил А.Соболев, “создает репутационные риски”.
Существенно разнятся данные соцопросов и фронтальных исследований. Прошлогодняя конференция с участием ведущих аналитических центров Европы по практике двойных дипломов выявила, по определению директора департамента, наличие “двух реальностей”.
— Данные, которые показали нам наши ведущие университеты и западные вузы, отличаются в 10 раз, — заметил он. 
Совместные программы среди общего количества программ составляли 2%, европейское приложение к дипломам выдавали порядка 5% вузов, менее 10% в той или иной форме применяли практику ECTS — эта информация была получена в результате опроса ведущих университетов, но и эту, по выражению А.Соболева, “скромную статистику” зарубежные партнеры не подтвердили. 
Причина — различие статистических подходов и интерпретаций, сложности при сборе данных. Чтобы преодолеть эти системные проблемы, министерство предложило университетам подробно отразить собственную практику реализации совместных образовательных программ в анкетах. В подготовке адекватной статистики Минобрнауки помогают действующие сегодня системы мониторинга вузов и трудоустройства выпускников. Руководитель департамента пообещал разместить на сайте министерства предложения участников круглого стола и вопросы, чтобы с помощью ответов от профессионального сообщества “более точно описать в аналитическом докладе ситуацию в Российской Федерации для ее оценки европейской рабочей группой”. Директор департамента призвал коллег готовиться к обсуждению не только проекта доклада, но и его оценки.
— Очень важно, чтобы, увидев свое место в европейском образовательном пространстве, мы могли бы воспользоваться рефлексивным анализом для улучшения собственной системы, — заключил А.Соболев.
Полосу подготовила Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото с сайта www.iee.unn.ru

Нет комментариев