Блюстители принципов. Минобрнауки обещает не сокращать бюджетный прием в вузы.

Подходы к планированию контрольных цифр приема (КЦП) граждан в федеральные государственные образовательные учреждения профобразования обсуждались на последнем заседании коллегии Минобрнауки РФ. Министр Андрей Фурсенко отметил не без удивления, что на 2012 год вузы запросили бюджетных мест в бакалавриат и специалитет на 20,5% больше, чем было утверждено в 2011 году. И это несмотря на то, что продолжается демографический спад, что не все высшие учебные заведения в последнюю приемную кампанию заполнили бюджетные места, а многие набрали абитуриентов с сотней баллов ЕГЭ, набранных в совокупности по трем предметам, то есть людей, которые осилить программу высшей школы “не способны функционально”. К тому же из вузов выходят специалисты, не востребованные рынком (в пример министр привел экономику, юриспруденцию, педагогическое образование). Таким образом, при определении контрольных цифр приема перед министерством стоит задача понять запрос социальной и экономической сферы, а перед вузами — готовить людей, которые будут востребованы.
Директор Департамента развития профессионального образования Минобрнауки РФ Геннадий Шепелев, выступивший с основным сообщением о планировании объемов подготовки специалистов, заметил, что нормативно-правовая база по вопросам распределения контрольных цифр приема в основном формировалась в условиях демографического пика, когда многие вопросы решались вузами автоматически. Сейчас же, в период демографического спада, выполнить все условия, заложенные в законодательстве, становится достаточно трудно.
По программам начального профобразования в 2011 году КЦП были выполнены. На 2012 год объем заявок по этому уровню образования на 4,7% меньше. По среднему профобразованию в 2011 году отмечалось недовыполнение КЦП в 5,6%, а количество заявок на 2012 год составило 37,1% от уровня 2011 года, что связано с передачей значительного количества учреждений СПО в ведение регионов.
При формировании контрольных цифр приема следует учитывать, отметил директор департамента, что в ближайшем будущем сохранится дисбаланс между выпуском из учреждений профобразования и спросом экономики: выпускников вузов несколько больше, чем требуется, выпускников учреждений НПО и СПО — значительно меньше. В то же время уменьшить общий прием в вузы за счет федерального бюджета нельзя — препятствует законодательная норма о 170 студентах на каждые 10 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации. Увеличить — нельзя тоже, так как это приведет к тому, что в вузы будут поступать абитуриенты с низким баллом ЕГЭ. И так сейчас поступают троечники. Конкурсы – два человека на место и меньше. Если увеличить контрольные цифры приема, конкурса не будет совсем.
Исходя из этой логики предлагается в 2012 году сохранить контрольные цифры приема на уровне 2011 года, но при этом изменить структуру КЦП по уровням профессионального обучения. По программам бакалавриата и подготовки специалистов уменьшить прием на 8,7 тысячи человек (что составит 2,0% от КЦП 2011 года), а по программам магистратуры — на столько же человек увеличить (16,4% от КЦП 2011 года). При распределении контрольных цифр приема между укрупненными группами направлений подготовки и специальностей высшего профобразования планируется в первую очередь обеспечить подготовку кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России. По программам, непрофильным для вузов, бюджетный прием и дальше будет сокращаться. “В ближайшее время мы определим, что нужно сохранить и чем нужно пожертвовать”, — пообещал Г.Шепелев.
Что же касается послевузовского профессионального образования, то предлагаемый проект контрольных цифр приема на 2012 год по сравнению с утвержденными на 2011 год предусматривает уменьшение приема в аспирантуру (адъюнктуру) на 9,1% (по очной форме — на 8,6%). Прием в докторантуру предлагается сохранить на том же уровне, а прием в интернатуру и ординатуру увеличить (на 3 и 1,5% соответственно).
А.Фурсенко подчеркнул, что эти предложения — не окончательные, “но заявленные принципы будут выполняться”. Он же сформулировал и главный принцип: “Мы хотим, чтобы каждый человек, который за бюджетный счет пришел получать образование, был бы готов его получить и по окончании обучения нашел бы работу. Экономика, конечно, важна, но она на втором месте”.

Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев