Поиск - новости науки и техники

В неформальном формате. О качестве профобразования спросили у экспертов.

Высокий статус вуза и его престижная позиция в рейтингах – отнюдь не гарантия качества всех реализуемых им программ. Такой вывод можно сделать на основе результатов проекта “Лучшие образовательные программы инновационной России”. С прошлого года он осуществляется Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации, журналом “Аккредитация в образовании” и Гильдией экспертов в сфере профессионального образования. Важным результатом работы команды проекта стало издание справочника, презентация которого состоялась на пресс-конференции “Методы и результаты оценки качества образовательных программ высшего профессионального образования” в РИА Новости. Авторы выбирали лучшие практики преподавания той или иной специальности, опираясь не на количественные показатели деятельности вузов, а на систему экспертных заключений общественно-профессиональных сообществ. Поэтому в отличие от рейтинговых перечней на одной странице справочника порой тесно соседствуют названия элитных и средних, государственных и негосударственных вузов.
Как пояснила главный редактор журнала “Аккредитация в образовании” Галина Мотова, разработчики и исполнители проекта выбрали такой подход, будучи уверенными, что полноценно определить качество реализации образовательных программ в вузе может только эксперт. Он учтет, к примеру, не только число остепененных преподавателей или их количество на одного студента, но и взаимоотношения с учащимися, уровень организации их научной деятельности и даже комфортность пребывания в стенах учебного заведения.
Комментируя результаты уходящего года, руководитель проекта Владимир Новоднов сообщил, что более 26% вузов вообще не получили ни одного голоса от почти двух тысяч экспертов, привлеченных к исследованию посредством интернет-опроса. Из 32,5 тысячи программ (40% из них были открыты в последние 10 лет) эксперты признали качественными чуть больше 2 тысяч, то есть меньше 7%. Наиболее высокие показатели у МГУ и СПбГУ – 81 из 234 (то есть 34,6%), а вот данные по федеральным и национальным исследовательским университетам и вовсе не впечатляют: 14,7 и 13,7% от общего числа программ соответственно. Что касается показателей по направлениям профобразования, то наилучшая ситуация наблюдается в группе здравоохранения (26,4%), физико-математических наук (23,5%), информационной безопасности (около 22%) и авиационной и ракетно-космической техники (около 20%). Хуже всего дела обстоят у гуманитариев, экономистов и управленцев, а также в направлениях “Транспортные средства” и “Образование и педагогика”. Не попали в лучшие порядка 90% образовательных программ, реализуемых в вузовских филиалах.
Помимо отбора программ, пользующихся доверием академического и профессионального сообщества, проект призван привлечь внимание к вопросу о потребности в новых показателях и технологиях для независимой оценки качества образования. Команда проекта пошла по пути поиска успешного опыта на основе заключений экспертов без заранее установленных жестких показателей и критериев отбора. Масштабное исследование такого рода в стране проводится впервые, и, как утверждают авторы итогового справочника, практика уже показала востребованность результатов. В круге адресатов – абитуриенты и их семьи, преподаватели и руководители вузов, советы УМО, ассоциации работодателей и кадровые агентства.
Высокую оценку проекту дал вице-президент РАО Виктор Болотов. Он отметил, что именно отбор качественных программ, а не просто попытки формализовать показатели вузов в целом дает потребителям образовательных услуг наиболее объективную информацию, необходимую при выборе места получения образования либо подборе персонала. Вместе с тем выявление аутсайдеров является сигналом в адрес Рособр­надзора и общественности о недостаточной эффективности функционирования того или иного учреждения системы образования. “Выделение лучших практик – механизм, который позволяет системе развиваться”, – подчеркнул академик РАО.
Очередной выпуск справочника наиболее успешных вузовских программ в рамках проекта (по итогам 2011 года) состоится в начале 2012 года. В электронном виде информацию о результатах исследования можно найти на сайте moeОbrazovanie.ru или по адресу http://www.best-edu.ru/directory-best

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев