Космические бусины

Установлен метеорит, из которого были сделаны бусины доисторической культуры американского континента. Об этом сообщает Nature News.
Почерневшие и неровные доисторические бусины были найдены в многовековом захоронении, хранились в музее, но не считались чем-то особенным. Однако им посвящена статья в “Журнале археологических наук” (Journal of Archaeological Science), потому что недавний анализ показал, что сделаны они из экзотического материала: осколков метеорита, упавшего на Землю в 700 километрах от того места, где нашли бусины. По мнению Тимоти МакКоя (Timothy McCoy), соавтора публикации и куратора отдела метеоритов Национального музея истории естествознания (National Museum of Natural History) в Вашингтоне, округ Колумбия, связь между метеоритом Анока, который упал в центральной Миннесоте, и бусинами из Иллинойса предполагает, что “2000 лет назад товары и идеи на востоке Северной Америки перемещались на сотни километров”. Бусины сделаны людьми культуры хоупвелл, которая существовала на среднем западе нынешних Соединенных Штатов с 100 года до нашей эры до 400 года нашей эры, распространяясь от эпицентра в Огайо до Миссисипи. Эта культура была известна погребальными земляными сооружениями и объектами, сделанными из неместных материалов, например слюды. Железные бусины нашли в 1945 году в хоупвеллском захоронении около города Гавана, штат Иллинойс, вместе с несколькими сотнями других бусин из ракушек и речного жемчуга. Все это указывает на принадлежность захоронения кому-то высокопоставленному, говорит археолог Брет Руби (Bret Ruby) из Национального исторического парка культуры Хоупвелл (Hopewell Culture National Historical Park) в Огайо. О том, что 22 железно-никелевые бусины имеют метеоритное происхождение, было известно давно, неизвестен был конкретный метеорит, послуживший исходным материалом. Метеорит Анока, найденный в Миннесоте в 1961 году, в качестве источника бусин был отвергнут по результатам предыдущих исследований.
Впоследствии, в 1983 году, был найден еще один кусок метеорита Анока, и вашингтонский музей его приобрел. Изучая объект под микроскопом, МакКой и его коллеги разглядели микрометровые гранулы железа с вкраплениями никеля, точно такие же, как в хоупвеллских бусинах. Масс-спектрометрия и другие методы подтвердили, что химический состав бусин почти в точности совпадает с таковым метеорита Анока. Кроме того, авторы исследования отмечают, что метеорит Анока пронизан полосками хрупкого минерала под названием “шрейберзит”. Возможно, хоупвеллские умельцы отламывали железо-никелевые куски вдоль этих шрейберзитовых линий, полагает МакКой, который изготовил собственную бусину, нагрев несколько раз фрагмент метеорита Анока в дровяной печи при 600 градусах Цельсия, затем распластав его молотком и молотком же придав полученной пластинке цилиндрическую форму.