Мало металла

Неожиданно примитивная атмосфера обнаружена у нептуноподобной экзопланеты. Об этом сообщает Sci-News.com.
Астрономы выяснили, что планета вне Солнечной системы, которая носит название HAT-P-26b, является “теплым Нептуном” и обращается вокруг карликовой звезды приблизительно в 437 световых годах от нас, имеет атмосферу, состоящую почти полностью из водорода и гелия. К настоящему времени обнаружены тысячи экзопланет, большей частью это газовые гиганты, но об их атмосферах, особенно если планета меньше Юпитера, известно очень мало, тогда как состав планетной атмосферы может сообщить многое о том, как сформировалось небесное тело. Атмосферы планет массы Нептуна могли образоваться различным путем, а потому их химический состав может быть разнообразным. Проанализировав данные наблюдений телескопа “Хаббл” и другого космического телескопа НАСА — аппарата “Спитцер” (Spitzer Space Telescope), Ханна Уэйкфорд (Hannah Wakeford) из Центра космических полетов Годдарда (NASA’s Goddard Space Flight Center) с соавторами пришли к выводу, что в атмосфере “теплого Нептуна” HAT-P-26b очень мало металлов, то есть элементов тяжелее водорода и гелия, если перевести с астрономического языка. “Астрономы только начали изучать атмосферы далеких планет с массой Нептуна, но почти сразу обнаружили экземпляр, который противоречит тенденции, наблюдаемой в нашей Солнечной системе”, — приводит слова Уэйкфорд портал Sci-News.com. Для оценки металличности планет астрономы используют в качестве “точки отсчета” наше Солнце. В Солнечной системе металличность Юпитера, которая впятеро выше, чем у Солнца, и Сатурна, которая выше в 10 раз, предполагает, что эти газовые гиганты почти полностью состоят из водорода и гелия. Однако наши Нептун и Уран богаче тяжелыми элементами, и их металличность в 100 раз выше солнечной. Экзопланета “теплый Нептун” не вписывается в эту закономерность: при сопоставимом с аналогом в нашей системе размере ее металличность всего впятеро выше солнечной, что по значению ближе к Юпитеру, чем к нашему Нептуну.
“Это поразительное открытие указывает на большее, чем предполагалось, разнообразие атмосфер экзопланет-Нептунов”, — говорит соавтор публикации Дэвид Синг (David Sing) из Эксетерского университета (University of Exeter) в Великобритании. “Наблюдаемый “теплый Нептун” гораздо меньше тех планет, которые мы в состоянии охарактеризовать детально, а потому новое открытие относительно его атмосферы воспринимается как значительное достижение в наших попытках узнать как можно больше о формировании других звездных систем и о том, как они соотносятся с нашей Солнечной системой”, — говорит профессор Синг. Открытие поможет лучше представлять вариабельность состава атмосфер экзопланет с разными массами и моделировать планетообразование.