Чему, как и зачем учить? Система инженерного образования как тренд развития страны.

23 мая в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялось заседание Координационного совета по области образования “Инженерное дело, технологии и технические науки”. В состав совета — консультативного органа при Минобрнауки России — входят представители высшей школы, промышленных предприятий, аналитических центров и органов государственной власти.

В этот раз в мероприятии приняли участие руководители ведущих технических вузов, научно-производственных объединений и государственных корпораций России, а также председатель Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга Андрей Максимов и президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Анатолий Турчак. Открывая заседание, заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова заметила, что инженерное образование является сегодня одним из стратегических приоритетов Минобрнауки — в стране подготовку инженерно-технических кадров ведут 468 вузов, где учатся порядка 1,25 миллиона человек, или 29% от общего контингента студентов нашей высшей школы. Причем почти две трети из них учатся за счет федерального бюджета. 

В этой ситуации, подчеркнул ректор СПбПУ академик Андрей Рудской, взаимодействие Координационного совета с 23 инженерными федеральными учебно-методическими объединениями (УМО) и работодателями позволяет аккумулировать интеллектуальный потенциал высшего образования России для наиболее эффективного его использования. Далее Рудской выступил докладчиком по проблемам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по области образования “Инженерное дело, технологии и технические науки” и реформирования государственной системы научной аттестации. Об актуализации ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования) говорил заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Сергей Пилипенко. Конкретно же тема разработки примерных основных образовательных программ была освещена проректором по перспективным проектам СПбПУ, соруководителем рабочей группы “Технет” Национальной технологической инициативы Алексеем Боровковым. То, как в целом обстоят дела в системе федеральных УМО, сообщили первый проректор МГТУ им. Н.Э.Баумана Борис Падалкин и ректор Московского государственного строительного университета Андрей Волков. С особым вниманием присутствующие выслушали доклад “Киберфизические системы — стандарты и подготовка кадров” вице-президента НИУ ВШЭ Игоря Агамирзяна. Главной же мыслью заседания Координационного совета, которое, кстати, проходило в рамках Международной политехнической недели, полной конференций, семинаров и тренингов для работников, учащихся и гостей университета, стали слова Л.Огородовой: “Важно, чтобы в России система образования была трендом развития рынка, а не системой подготовки кадров для рынка”. 

Встретившись с Людмилой Михайловной сразу после возвращения ее из Питера, мы поинтересовались, означает ли ее заявление то, что высшая школа, наконец, намерена вести за собой промышленность, а не просто выполнять заказы от работодателей своих выпускников.

— Оно означает, что высшая школа намерена вести согласованную с промышленностью политику, вместе намечать тренды развития, — ответила заместитель министра. И, чуть помолчав, добавила: — Речь идет о том, что лучшие наши университеты уже могут определять цели и пути обустройства страны. За последние полтора десятка лет произошла серьезная трансформация целого ряда вузов, они получили мощную ресурсную подпитку и реализовали на эти средства программы развития — я говорю о НИУ, федеральных университетах, участниках Проекта 5-100. Их работа была перестроена на основании формирования собственной исследовательской политики и создания соответствующей инфраструктуры. То есть цель была обозначена государством, работа профинансирована, и теперь эти ведущие университеты должны стать центром разработки новых технологий и их первыми испытателями…

— Должны, а получается?

— Вместе с академическими свободами, которые эти вузы получили, они приняли на себя и ответственность. Поэтому сегодня они формируют себя как организации, которые являются источником современных технологий. Не зря многие активно включились в формирование Национальной технологической инициативы, готовы стать под ее эгидой точками создания и роста прорывных технологий для новых секторов экономики. Да, пока таких вузов не больше 50, но они есть и смело заявляют о своей готовности действовать. На чем держится такая активность? Ну, во-первых, основная база сильных университетов — научно-исследовательская платформа их функциональности. Во-вторых, именно вуз готовит кадры для будущих секторов экономики, которые возникают на почве новых технологий. И в-третьих, именно вуз сегодня та площадка, на которой объединяются интересы многих участников. Именно вузы реализуют тот самый сетевой формат взаимодействия, где нет главных и подчиненных, а есть разумная общая политика. В вузе, благодаря освоенной практике академических свобод, открыто о своих интересах говорит реальный сектор экономики — те самые крупные работодатели, инвесторы и наука. При этом вузы крепко-накрепко связаны с территориями, на которых они существуют.

— Ну, деньги-то они получают федеральные, и их контакты с региональной властью — искусство политеса…

— Давно не только политеса. Вузы должны помогать территории в реализации ее экономической политики, иначе они не будут нужными регионам. Если вуз чувствует вызовы времени, видит задачи, которые возникнут перед страной, отраслями через 15-20 лет, то уж он точно способен организовать решение задач текущего периода. Не зря есть группа вузов, которые должны напрямую обеспечивать профессиональными кадрами экономику разных территорий и регионов. 

— Вы об опорных университетах?

— Опорные, безусловно, должны стать субъектом экономики региона, а соответственно, строить промышленную политику, реальную повестку территории в бизнесе. Это несколько другая задача, но справиться с ней можно тоже только в сетевом формате с якорными предприятиями областей, краев, НИИ, РАН и ведущими университетами.

— Выходит, объявленный осенью 2016 года новый приоритетный проект “Вузы как центры пространства создания инноваций” — это, по сути, продолжение всего того, что делалось Минобр-науки для развития высшей школы?

— В основе этого проекта весь накопленный потенциал высшего образования. Но этот стратегический проект подразумевает относительно новое явление в профессиональном образовании: развитие проектного менеджмента ради достижения определенной большой цели. Теперь правительство, согласно Стратегии развития, опирающейся на потенциал предыдущих проектов и программ, жестко определяет для себя наиболее важные задачи и их решение предлагает осуществить в виде приоритетных стратегических проектов, где увязаны исполнители, заказчики и немалые ресурсы. Задача поставлена председателем Правительства России — “стране нужны вузы, которые должны быть центром инновационного технологического и социального предпринимательства, центрами коммерциализации технологий целой территории”. Речь идет не о том, что мы создадим новую структуру, которая будет называться центром инноваций, а о том, чтобы так трансформировать вуз и скоординировать инструменты, которые сегодня уже есть в современных университетах (инжиниринговые центры, технопарки, студенческие бизнес-акселераторы, бизнес-инкубаторы и т.д.), чтобы вуз реально стал силой, влияющей на судьбу территорий, чтобы он начал задавать тренды развития общества, реальной экономики, направление, темп социального развития и, таким образом, превратился в ядро организации жизни социума. 

— НТИ в работе вашего приоритетного проекта будут играть какую-то роль?

— Координационный совет по инженерным и технологическим наукам практически и занимается организацией работы “Технета”. Поэтому логично, что на заседании совета много говорили о новых технологиях, Стратегии научно-технологического развития — и проректор СПбПУ Алексей Боровков выступал, и вице-президент НИУ ВШЭ Игорь Агамирзян увлек всех перспективами киберфизических систем. Говорили о том, что новые технологии должны быть отражены в программах вузовских центров пространства инноваций. По киберфизическим системам “Ростех” уже издал стандарты — и поэтому мы можем готовить кадры, у нас уже есть по этим системам понятие “компетенция”, “квалификация”. Это касается в первую очередь так называемых сквозных технологий. К ним относятся цифровые: они в инженерных “фабриках будущего” СПбПУ, в Big Date в области медицины, а в МГУ информационные технологии используют для расчета траекторий спутников… Цифровые технологии — сквозная неотъемлемая часть федеральных государственных компетенций…

— Смутили цифры в проекте: за восемь лет, к 2025 году нужно вдвое увеличить число вузов, которые войдут в сотню лучших мировых университетов… У нас Проект 5-100 длится семь лет — и пока успехи не сильно радуют, через восемь лет рванем?

— Речь идет о предметных рейтингах, а не об общих, вузы должны расширять перечень предметов, по которым они входят в рейтинг топ-100. В этом тактика — шаг за шагом продвигаться к цели глобальной конкурентоспособности.

— А реально создать в следующем году не менее 55, к 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного и технологического развития?

— На первом этапе проведен анализ стратегий регионов, прежде всего именно тех, где находятся передовые университеты. Посмотрев стратегии развития территорий, мы увидели, что не все территории, имеющие вузы-лидеры, сделали этим вузам нарезку целей и задач — у них отсутствует координация программ развития вуза с якорными предприятиями. И все же в 2017 году мы опираемся на передовые вузы, которые понимают поставленную задачу и готовы ее решать. Такие вузы начинают осуществлять приоритетный проект с наблюдательными советами, якорными предприятиями, с губернаторами… Привлекать губернаторов становится доброй традицией, у нас даже опорные университеты осознали, что программу писать надо вместе с территорией. Они на защиту своих программ стали приходить вместе с губернаторами или их замами. Это не для проформы, а для взаимной ответственности… 

— А что будет главным индикатором готовности вуза и региона взаимодействовать?

— В приоритетном проекте написано, что 1 июля мы должны заявить, что такое вуз как центр пространства создания инноваций. Ведем проектные сессии, обсуждаем критерии, индикаторы. Поставленная задача — стратегическая, и поэтому мы ее сегодня обсуждаем с разными участниками нашей жизни, с гражданами России — налогоплательщиками, властью регионов, реальным сектором экономики, с ректорами… Мы ищем понимания, какими характеристиками должен обладать вуз, чтобы стать центром инновационного развития. В июле озвучим подходы, а в декабре уже должны отобрать вузы.

Предполагаем, что первичный список будет состоять примерно из 80 университетов, после отбора их останется максимум 40. У них должны быть магистерские и аспирантские программы, потому что это должно быть продвинутое образование. Второе — показатель трудоустройства выпускников в регионе (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга). Если вуз — центр инноваций, субъект экономического предпринимательства, то в этом регионе выпускник остается. Третье — собственные вложения вуза в такую деятельность: средства и инструменты, соответствующая инфраструктура. И еще — наличие программ дополнительного непрерывного образования, связанных с нуждами территории. Технологическое перевооружение теперь происходит быстро, и участники процесса должны показать затраты для выхода на следующий уровень: какое и где взять оборудование, как организовать переподготовку и повышение квалификации. Правительство предъявляет требования к работе с точки зрения ожиданий гражданского общества, и поэтому в итоге должно быть 100 центров на 85 территориях. Главное — сделать хорошо, а не быстро, ведь суть проекта — обу-стройство России.

— Почему тема приоритетного проекта обсуждается на Координационном совете?

— Координационный совет — новое явление в реализации государственной политики в сфере высшего образования. Мы бы хотели, чтобы эта площадка сформировалась не только из ректорского корпуса и работодателей, представителей власти, но и из лучших кадров профессиональных ассоциаций. Ведь вслед за актуализацией ФГОС придет время профессиональной общественной аккредитации. Ассоциации начнут проводить оценку квалификации выпускников вузов и выстраивать этот процесс необходимо с активным участием КС, привлекая всех заинтересантов, вплоть до бюджетообразующих структур города — крупных заводов, типа питерской судостроительной верфи. Надо собирать всех на площадке КС и работать, добиваясь ответственного взаимопонимания. А инвестиции в образование? Вот на площадке КС о них тоже надо говорить, кадры-то нужны бизнесу, бизнес их и должен заказывать… Наконец, на площадке КС должно быть и государство, в виде правительства, формулирующего вызовы, на которые нужно отвечать всем вместе. Как? Надо обсуждать, рассматривая все “за” и “против”. Словом, мы хотели бы, чтобы КС состоялся как орган, необходимый для эффективной жизни высшего образования, как коммуникативная площадка ответственных партнеров. Отсюда такое внимание к его работе и большие ожидания результативности…

Вопросы задавала
Елизавета ПОНАРИНА

Фотоснимки предоставлены Минобрнауки

Нет комментариев