В стиле диско

Синтетические биологи использовали генно-инженерный светочувствительный штамм кишечной палочки для создания цветной картинки. С подробностями — Nature News.

Для демонстрации возможностей синтетической биологии группа ученых под руководством Кристофера Фойгта (Christopher Voigt) из Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology) смоделировала примитивное цветное зрение у бактерий. Они генетически модифицировали бактерию Escherichia coli таким образом, что ее клетки стали воспринимать красный, зеленый и синий цвета и отвечать на это производством соответствующего пигмента. Направляя свет той или иной длины волны на чашку Петри с агаром, где росли бактерии, ученые заставляли их производить цветные изображения по линиям посева, но экспозиция должна была длиться не меньше 18 часов. По словам Кристофера Фойгта, светочувствительная, или, как ее назвали по первым буквам английских названий красного, зеленого и синего цветов, RGB-чувствительная кишечная палочка, — “это игрушечная система, являющаяся закладным камнем для более сложного биологического программирования”. Работа по цветному рисованию бактериями опубликована в журнале Nature Chemical Biology. В 2005 году группа Фойгта сконструировала светочувствительный штамм Escherichia coli, который в ответ на облучение производил черный пигмент и таким образом создавал черно-белые изображения на агаре. В том исследовании в кишечную палочку внесли четыре дополнительных гена, включая один, кодирующий светочувствительный белок цианобактерий, или синезеленых водорослей, и еще один, ответственный за белок, который делает черным некое химическое соединение. В системе RGB используется 18 генов, среди которых три, кодирующие светочувствительные белки. “По степени сложности это намного превосходит первоначальную черно-белую систему”, — полагает эксперт Nature News Памела Силвер (Pamela Silver) из Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School) в Массачусетсе.

Более масштабной задачей авторы считают открытие возможностей для активации и подавления многих типов бактериальных генов  с использованием вспышки света разных длин волн. Тогда, по их мнению, можно будет заставить бактерии производить сложные молекулы по запросу с помощью света как включателя и выключателя химических реакций. В больших объемах стимулировать микробы светом быстрее и дешевле, чем химическими веществами, говорит Фойгт. Для созданной им светочувствительной системы ученый придумал звонкое название: бактерии в стиле “диско”. В прошлом году он с соавторами сообщил о создании языка программирования, который позволяет быстро разрабатывать сложные закодированные по принципу ДНК схемы для того, чтобы наделять живые клетки новыми функциями.

Изображение с сайта www.nature.com