Детский лепет. Молодые муравьи общаются по-своему.

Исследователи муравьиного языка обнаружили у молодых муравьев стадию лепета. Проведенные российскими биологами эксперименты показали, что молодые насекомые общаются иначе, чем взрослые.
В работе приняли участие московские и новосибирские биологи: Наталья Ацаркина (НИИ физико-химической биологии им. А.Н.Белозерского МГУ), Софья Пантелеева и Жанна Резникова (Институт систематики и экологии животных СО РАН, НГУ). Результаты опубликованы в научном журнале Comparative Psychology и обсуждались на мирмекологическом симпозиуме в Кракове в мае 2017 года.
О результатах исследования рассказала заведующая лабораторией поведенческой экологии сообществ Института систематики и экологии животных СО РАН, профессор НГУ, доктор биологических наук Жанна Резникова. Она — один из ведущих мировых мирмекологов, то есть специалист по изучению муравьев. Эксперименты проводились в ее лаборатории.
Известно, что муравьи общаются между собой с помощью движений антенн-усов и способны таким образом передавать информацию. Жанна Ильинична и ее коллеги задались вопросом: находятся ли появившиеся на свет муравьи на некоторой начальной стадии развития языка, условно говоря, на стадии “лепета”?
В своих экспериментах исследователи попарно помещали в чашку Петри членов одной муравьиной семьи вида Myrmica rubra в разных сочетаниях. Оказалось, что муравьи охотно контактируют друг с другом. Однако взрослый муравей, встретив взрослого, лишь мимолетно касается его антеннами. Таких контактов может быть много в течение сеанса наблюдений, но они, как правило, остаются краткими. Совсем по-иному ведут себя взрослые муравьи, увидев юную особь. Почти все время они проводят рядом с “ребенком”, постоянно поглаживая и ощупывая его.
Еще более интересным оказался процесс “общения” со стороны молодых муравьев. Молодые насекомые в среднем в четыре-шесть раз дольше контактировали с партнером, независимо от того, был он взрослым или таким же молодым. Контакты между двумя взрослыми муравьями в среднем длились 3 секунды, в то время как между молодыми — 13-18 секунд.
— Движения антенн у молодых муравьев замедленны, неуклюжи и как бы расфокусированы. Они могут одной антенной “общаться” с партнером, а другой — ощупывать субстрат и вообще исследовать пространство. По впечатлению, процесс освоения муравьем собственных антенн напоминает, как маленький слоненок учится использовать собственный хобот, — говорит Жанна Резникова.
Ученые назвали эту стадию “лепетом”, по аналогии с этапом в развитии речи, который проходят все люди и который зафиксирован при развитии коммуникации у ряда других высоко социальных видов животных.
— Заметим, что “лепет” исследовался ранее только относительно акустической коммуникации животных, а в случае с муравьями мы, возможно, можем говорить о “жестовом лепете”. Интересно выяснить, какую информацию могут передавать муравьи на ранней стадии развития коммуникации, способны ли они сообщить друг другу о найденном источнике корма, или это возможно лишь с определенной стадии формирования “антеннального языка”. Мы собираемся выяснить этот вопрос в наших следующих экспериментах, — делится планами Ж.Резникова.
Дина ГОЛУБЕВА