От руки и сердца. В Пушкинском Доме стало еще теплее.

Уникальный, редкий, притягательный — эпитеты, применимые без преувеличения к любому экспонату выставки новых поступлений, впервые развернутой в Пушкинском Доме. Причем собраны здесь далеко не все, а лишь наиболее значимые материалы, пополнившие в 2006-2011 годах Рукописный отдел, Древлехранилище и Литературный музей Института русской литературы РАН.
Экспозиция (архивные документы, произведения искусства, книги, мемориальные предметы, фотографии) охватывает пятисотлетний период русской литературной традиции: от рукописного “Сборника житий, слов и поучений” середины XVI века до написанной рукой Даниила Хармса неизвестной редакции его популярнейшего стихотворения про “44 веселых чижа” и рабочих тетрадей Виктора Кривулина.
— Рукопись в наш компьютерный век становится экспонатом, — говорит заведующая Рукописным отделом ИРЛИ РАН доктор филологических наук Татьяна Царькова. — Сегодня любой текст можно вывести на принтере, но мы не получим от него того тепла и света, что дарит рукопись. Архивисты любят ее именно за эту энергетику — за связь руки, сердца, разума.
Наиболее ценные приобретения последнего времени — автографы Анны Ахматовой и Николая Гумилева, письма Александра Блока и Корнея Чуковского, автопортрет Виктора Конецкого, творческий архив композитора Валерия Гаврилина…
Особый интерес вызывает пишущая машинка Сергея Довлатова — дар сотрудника Пушкинского Дома доктора филологических наук Константина Баршта. Он рассказал, что купил ее перед эмиграцией писателя за 150 рублей: “Когда я пришел к Сергею домой, он вынес эту машинку, перетянутую поясным ремнем, и заверил меня, что она очень хорошо печатает, потому что у нее клавиатура от Optima. Действительно, она брала пять копий, бумаги не рвала и сейчас в рабочем состоянии”.
Сказанное об энергетике рукописей в полной мере относится к изобразительному искусству — это карандашные рисунки, выполненные Львом Львовичем Толстым (сыном писателя), ставшие хрестоматийными иллюстрации к произведениям русской классики Александра и Валерия Трауготов, портрет Иосифа Бродского работы Натальи Розенбаум, рисунок Натана Альтмана к поэме “Двенадцать” Александра Блока…
— Пополнение фондов материалами, имеющими важное историко-культурное значение, — одна из ключевых задач ИРЛИ, — говорит директор института член-корреспондент РАН Всеволод Багно. — И решается она различными путями: с помощью бескорыстных друзей, спонсоров, за счет бюджета. Так, Президиум РАН, несмотря на кризис, нашел возможность помочь нам приобрести уникальный рукописный “Лексикон, или Речник славяно-латинский”, относящийся к наиболее полным словарям русского языка XVII века. И здесь же, на выставке, можно увидеть подарок нашей фольклорно-археографической экспедиции от старообрядцев Кировской области — Евангелие, отпечатанное в типографии Петра Мстиславца в 1600 году.
Остается добавить, что всего за последние шесть лет институт приобрел или получил в дар от ученых, литераторов, коллекционеров и художников, наследников известных поэтов и писателей более 400 реликвий!

Сергей ТЕПЛОВ

Нет комментариев