Трансфер атмосферы. Университеты готовы задавать тон жизни в регионах.

— Все три миссии университетов — образовательная, научная и социальная — связаны между собой, и было бы странно их разделять, а в будущем они будут сливаться еще теснее, — предсказал ректор Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов на пленарной дискуссии, состоявшейся в рамках V Международного форума ведущих вузов России. Речь шла преимущественно о третьей — социальной — миссии, которая, по словам ректора НИУ ВШЭ, лет через пять может стать одной из первых. “Начнется новый этап развития вузов как “гнезд инноваций” в регионах и локальных сообществах. В России этой тенденции отвечает программа по созданию опорных университетов, которые группируют вокруг себя инновационные кластеры города или региона”, — отметил Я.Кузьминов.

Ректор МГУ Виктор Садовничий напомнил, что университеты влияли на жизнь общества “с начала начал”, с момента своего основания — будь то в России или в другой стране мира:
— Это признанный международным сообществом факт. Идея оценивать социальную роль вузов при ранжировании была позитивно воспринята на всех встречах, которые мы провели в ходе подготовки рейтинга “Три миссии университета”. А таких мероприятий было несколько десятков, в том числе с участием многих зарубежных коллег и экспертов. 
Помимо россиян, в состав Международного экспертного совета нового московского международного рейтинга вузов входят представители США, Великобритании, Бразилии, Китая, Индии, ЮАР, Ирана, Италии, Бельгии и Турции. Виктор Садовничий выразил уверенность, что российский международный рейтинг, учитывающий социальное влияние вузов, “лучше раскроет все стороны нашей уникальной системы образования”. Его поддержал вице-президент IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence Вальдемар Сивински:
— Первая волна международных рейтингов привлекла внимание к исследовательской миссии университетов. Многие годы мы восхищались количеством цитирований и публикаций, но оказалось, что индекс Хирша определяет не все и у университетов есть много других задач. 
Эксперт сообщил, что в среднем в мире ежегодно появляются один международный, два региональных и три национальных рейтинга. Среди них вполне может быть и рейтинг, учитывающий третью миссию вузов. Однако вопрос о том, как ее объективно измерить, все еще остается открытым. По словам В.Сивински, разработка критериев оценки этой стороны деятельности университетов пока находится на начальной стадии. “Если мы верно определим, какие факторы надо брать во внимание, и найдем правильные показатели, то это, наверное, поможет развитию образования и в глобальном масштабе”, — отметил он. 
Как показала дискуссия, у руководителей наших ведущих вузов много общего в понимании того, как каждый университет должен реализовать свою общественную функцию. При этом участники разговора не упустили из вида отраслевую специфику деятельности учебных заведений.
— Каждый университет несет свою третью миссию так, как это позволяют его компетенции, — считает ректор Московского физико-технического института (государственного университета) (МФТИ) Николай Кудрявцев. — В этом смысле одна из целей Физтеха — повышать общий уровень знаний школьников по математике, физике и информатике. Заочной школе МФТИ более 50 лет, ежегодно ее оканчивают 8 тысяч человек. Тысяча из них затем приходит в Физтех, остальные — в другие университеты. Кроме того, нас постоянно привлекают к работе в различных экспертных комиссиях. Наша миссия — прививать высокий класс естественно-научного образования и распространять компетенции, которые позволяют делать это образование в России выше мирового уровня. 
Трансфер знаний и интеллектуальных продуктов, вырабатываемых в университетах, создание инфраструктуры, экосферы территорий и страны в целом — все это и не только, по мнению ректора Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н.Ельцина (УрФУ) Виктора Кокшарова, дает обществу высшая школа. А участие специалистов вузов в принятии решений на властном уровне может стать одним из критериев оценки деятельности университетов, связанной с их третьей миссией. 
— Если вуз присутствует в стратегических документах развития региона, города, страны — он успешен. Если его представители входят в экспертные советы органов власти, в советы директоров компаний, активны в некоммерческом секторе — это тоже показатель эффективности, — уверен В.Кокшаров. — Можно попытаться оцифровать и критерий влияния университетов на развитие городской среды. Исторически сложилось так, что они возникали именно в ней, и сегодня без современного вуза невозможно представить динамически развивающийся город России или Европы. 
Ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета (ТПУ) Петр Чубик предложил выделить такой показатель выполнения третьей миссии, — как “бескорыстное служение обществу”. Этот критерий, как полагает ректор, должен учитывать не только экспертную роль вуза, но и волонтерскую деятельность, а также качество университетской инфраструктуры — кампуса, библиотеки, музея, спортивных объектов и т.д.
— Оценить университет можно и с учетом глобальных предложений по развитию общества, которые он формирует, если эти идеи реализуются, — добавил со своей стороны ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров. Он также предложил принять во внимание объединяющую атмосферу университетской среды, где зарождаются дружба, многолетнее сотрудничество выпускников и появляются новые семьи.  
Одним из главных событий форума стала презентация итогов очередного, VI ежегодного рейтинга ведущих вузов России, подготовленного агентством RAEX (“Эксперт РА”). В качестве ключевой его авторы рассматривают образовательную миссию университета, оценивая, прежде всего, способность вузов дать своим выпускникам высокое качество знаний и компетенций с учетом результатов их применения. Рейтинг основан на статистических данных и опросах студентов и выпускников, представителей академического и научного сообществ, работодателей (в общей сложности 30 тысяч респондентов). Деятельность вузов анализировалась по трем основным критериям: условия для получения качественного образования, уровень востребованности молодых специалистов на рынке труда и научно-исследовательская работа. Лучшим по первому и второму стал МГУ, традиционно возглавивший общий рейтинг, в который вошли 100 университетов (всего было ранжировано 144). А вот по востребованности выпускников флагман нашей высшей школы уступил место лидера Московскому государственному техническому университету им. Н.Э.Баумана, занявшему в общем списке седьмую позицию. (Как и в прошлом году, на втором и третьем местах рейтинга — Московский физико-технический институт (государственный университет) и Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”). Вузы, вошедшие в тройку лидеров, а также еще шесть высших учебных заведений были дополнительно награждены по итогам рейтинга в девяти номинациях. МГУ отметили за ответственное лидерство, МФТИ — за качество образования, НИЯУ МИФИ — за высокий уровень научно-исследовательской деятельности. Сохранивший за собой шестое место НИУ ВШЭ отличился высокой репутацией в академических кругах, Финансовый университет при Правительстве РФ, сменивший 14-ю строчку рейтинга на 13-ю, — высоким качеством карьеры выпускников. Лучший уровень международной интеграции продемонстрировал ТПУ (8-е место в общем рейтинге), наиболее заметный рост востребованности научных публикаций — Национальный исследовательский технологический университет “МИСиС” (17-е место). Награда за эффективность коммуникаций с выпускниками досталась УрФУ (12-е место), а за развитие инфраструктуры для научных исследований — Национальному исследовательскому Нижегородскому государственному университету им. Н.И.Лобачевского (28-е место).
Исследование показало, что за прошедший год количество публикаций в индексируемых изданиях на одного университетского сотрудника увеличилось в среднем на 44%, а число цитирований — на 66%. Согласно оценке экспертов, это наиболее заметное достижение российских вузов за означенный период. 
Еще один вывод аналитиков касается устойчивой динамики продвижения вузов, готовящих экономистов и менеджеров. Спрос абитуриентов на программы данного профиля не падает на протяжении многих лет, и средний балл ЕГЭ реализующих их ведущих вузов остается очень высоким. Авторы рейтинга объясняют это так: уровень доходов выпускников экономических университетов из топ-30 рейтинга “Эксперт РА” в среднем на 28% выше, чем у других участников из этой группы, — 66,3 тысячи и 51,7 тысячи рублей соответственно. Еще одна причина стабильного продвижения вузов с данным направлением подготовки — повышение уровня профильного образования, опирающегося на современную экономическую науку, которая сформировалась в России после 1990-х годов.
Не осталось без внимания исследователей и снижение показателей сильных университетов после присоединения к ним менее успешных. Наиболее яркий пример этой тенденции — группа опорных вузов, призванных объединить образовательно-научный потенциал своих регионов и противостоять оттоку из них сильных абитуриентов и высококвалифицированных специалистов, то есть выступить авангардом развития третьей миссии университетов в стране. Только шесть университетов из “первой волны” опорных вошли в рейтинг. Причем большинство из них отступили со своих прошлогодних позиций: сказалось влияние более слабой материально-технической базы и кадрового обеспечения присоединенных вузов. Тем не менее, как считают эксперты, в будущем эти университеты имеют все шансы повысить свою конкурентоспособность — в том числе и потому, что государство обязательно будет их поддерживать как центры инновационного и социального развития регионов. 
На форуме “Эксперт РА” также представил Рейтинг вузов по количеству выпускников в составе правления крупнейших компаний России, подготовленный агентством впервые. В его первую пятерку вошли МГУ, Финансовый университет при Правительстве РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова и Московский государственный институт международных отношений (университет). В рейтинг попали и восемь инженерно-технических вузов, в числе которых оказались МГТУ, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Национальный исследовательский университет “МЭИ”, МФТИ и др. 
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Изображение с сайта http://raexpert.ru

Нет комментариев