Вредны для системы? Ректор ВШЭ раскритиковал профстандарты.

Многие профессиональные стандарты из тех, что были разработаны и утверждены на первоначальном этапе формирования национальной системы квалификаций, могут нанести вред системе образования и никогда не будут использоваться на рынке труда. Об этом заявил Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ и руководитель рабочей группы по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК), выступая на расширенном заседании этой рабочей группы, состоявшемся недавно в НИУ ВШЭ. 
Обозначая проблемы, которые необходимо решить для того, чтобы добиться более высокого уровня образовательных стандартов и программ профессионального образования, ректор НИУ ВШЭ привел примеры неудачных профессиональных стандартов первой волны, которые разрабатывались в рамках государственных заданий. Скажем, требуется, чтобы у “Специалиста по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам” была ученая степень, однако, по словам Я.Кузьминова, “все понимают, кто такой специалист по НИОКР — это человек, который носит бумаги”. От ряда подобных профстандартов сообщество уже отказалось (например, от “Специалиста по педиатрии”), но их еще остается достаточно много. Я.Кузьминов считает, что Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям совместно с Минтрудом должны инициировать процесс отмены некачественных профессиональных стандартов. 
Другая проблема, обозначенная экспертом, состоит в том, что около 140 профстандартов формально закреплены за ВНИИ труда Минтруда России. Но профстандарты быстро устаревают, а эта организация не может обеспечить их обновление и использование. Нужно или закрепить профстандарты за ответственными организациями, или отменить как невостребованные. Например, считает Я.Кузьминов, “Специалист по работе с семьей” — стандарт хороший и нужный, но сопровождать его применение сегодня некому. 
Ярослав Кузьминов подчеркнул, что перед федеральными учебно-методическими объединениями (ФУМО) необходимо ставить четкие задачи по внедрению и сопровождению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Однако, заметил эксперт, некоторые ФГОС по нескольку раз проходили согласование, а это значит, что даже среди членов ФУМО не хватает квалифицированных методистов. Поэтому нужно создать методические центры для ФУМО высшего и среднего профессионального образования (как минимум по одному на уровень). Эти центры должны на постоянной основе заниматься информационной, методической поддержкой ФУМО по актуализации ФГОС, координировать их деятельность, осуществлять сбор информации об образовательных стандартах и программах.
Спикер выразил обеспокоенность, что Минобрнауки до сих пор не утвердило новые рекомендации по актуализации ФГОС и примерных программ высшего образования. Проект этого документа более года назад разработан с участием рабочей группы НСПК, рекомендации уже активно используются, но формально они не утверждены. Ярослав Кузьминов подчеркнул, что было бы полезно, если бы коллеги наконец утвердили и выпустили этот документ.
Еще один аспект, к которому привлек внимание ректор НИУ ВШЭ, — это деятельность Советов по профессиональным квалификациям. Большая ошибка, на его взгляд, что проекты ФГОС направляются на экспертизу специалистам из реального сектора экономики, незнакомым со спецификой профессионального образования. И те зачастую пишут невыполнимые рекомендации, выбрасывая всю фундаментальную основу образования. Спикер предложил отказаться от такой практики и для оценки ФГОС специально готовить экспертов, создавать рабочие группы, привлекая к их работе ведущие отраслевые вузы.
По материалам пресс-службы НИУ ВШЭ
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев