Сколько зим, сколько лет. Новейшее оборудование позволит ученым ТГУ определять возраст горных пород.

В лаборатории геохронологии и геодинамики Национального исследовательского Томского государственного университета  (ТГУ) появилась установка для проведения радио­изотопного датирования. Этот метод считается самым надежным для определения возраста объектов в сотни миллионов и даже миллиарды лет.
Новое оборудование позволит ученым исследовать древние магматические породы.
— Оборудование стоимостью 33 миллиона рублей было приобретено на средства мегагранта Правительства РФ, выигранного в 2016 году, — говорит доцент геолого-географического факультета Игорь Гертнер. — Установка дает возможность датировать объекты возрастом до 4,5 миллиарда лет. Это поможет нам выяснить, как происходило формирование изверженных провинций на Сибирском палеоконтиненте, как извержение вулканов повлияло на изменение ландшафта Земли и развитие органического мира.
В своих исследованиях ученые ТГУ планируют применять ураново-свинцовый метод, который называют “золотым стандартом” геохронологии. С помощью лазера они будут “испарять” циркон, найденный в древних горных породах, из полученного газа выделят уран, торий и свинец, оценка состояния полураспада которых подскажет возраст изучаемых объектов.
Проведение масштабных фундаментальных исследований в перспективе поможет решать важнейшие прикладные задачи. Например, осуществлять поиск новых месторождений ценных минералов, цветных и благородных металлов, угля и углеводородов. Образование многих из них было напрямую связано с возникновением в недрах Земли магматических расплавов и их излиянием на поверхность планеты.
— На Земле среди относительно молодых изверженных провинций выделяют 14 наиболее крупных, одна из них — Сибирские траппы — расположена в Восточной Сибири, — отмечает Игорь Гертнер. — Впрочем, вовсе не везде, где есть магматические образования, можно найти полезные ископаемые. Большое значение имеет возраст пород. Например, в Якутии месторождения алмазов находятся только в тех местах, где извержение магмы происходило 500 миллионов лет назад. В таких же породах, но возрастом 300 и 150 миллионов лет встречаются только единичные экземпляры, добыча которых нерентабельна.
По словам геологов ТГУ, часть цирконов уже собрана. Из летних экспедиций исследователи планируют привезти новый материал для анализа. Работа в рамках гранта будет идти по 2019 год. В проекте задействованы ученые из ТГУ, ряда ведущих вузов и научных центров Сибири, Китая, США, Канады и Испании. Руководитель проекта — канадский ученый Ричард Эрнст.
Управление информационной политики ТГУ