Глазу в помощь. Мягкая искусственная сетчатка впервые создана в лаборатории

Подобный бионический “протез” более естественен для глаза. С подробностями — ScienceAlert.
Искусственная сетчатка, созданная с применением мягкого материала, может ознаменовать появление нового поколения неинвазивных бионических глазных имплантатов, пишет, сообщая об этом достижении, портал ScienceAlert. Сделанная из капель гидрогеля и светочувствительных белков, синтетическая сетчатка имитирует функциональность своего биологического аналога, хорошо сочетаясь при этом с тканями остальных частей глаза. “Человеческий глаз чрезвычайно чувствителен, и инородные тела в качестве ретинальных имплантатов могут оказаться повреждающими”, “но биологический синтетический имплантат мягкий и сделан на водной основе, что больше подходит внутренней среде глаза”, — говорит биоинженер Ванесса Рестрепо-Шильд (Vanessa Restrepo-Schild) из Оксфордского университета (University of Oxford) в Великобритании, ведущий автор публикации в журнале Scientific Reports. Сетчатка — это внутренняя оболочка глаза, на которой миллионы светочувствительных клеток, называемых фоторецепторами, регистрируют световые частицы фотоны, поступающие через зрачок. Когда фотон попадает на сетчатку, фоторецепторы преобразуют свет в электрические сигналы, проходящие по зрительному нерву в головной мозг, интерпретирующий эти сигналы и в конечном счете формирующий нашу зрительную картину мира. Так происходит в случае нормального зрения. Однако есть генетические мутации, которые могут привести к дегенерации сетчатки, например, к заболеванию под названием “пигментный ретинит”, при котором фоторецепторные клетки отмирают. Это означает, что они не в состоянии преобразовывать свет в сигналы, которые должен анализировать головной мозг. В таком случае могла бы помочь искусственная сетчатка, выполняющая функции природной.
Ванесса Рестрепо-Шильд с коллегами создала синтетический заменитель сетчатки в виде квадратной решетки из четырех капелек гидрогеля на каждой стороне, то есть всего из 16 таких капель, содержащих бактериородопсин — светочувствительный белок, который производят одноклеточные микроорганизмы археи. Капли в такой решетке можно уподобить пикселям в фотографии, и в данном случае они имитируют самую простую сетчатку с очень низким разрешением. Лабораторные опыты показали, что эта биоинженерная конструкция способна регистрировать простые изображения в серой шкале в соответствии с характеристиками света, которым ее облучают. Конечно, это еще не ретинальный имплантат, но, как считают авторы, его прообраз. “Синтетический материал может генерировать электрические сигналы, которые стимулируют нейроны за сетчаткой, точно так же, как обычная сетчатка”, — говорит В.Рестрепо-Шильд. Это не первая синтетическая сетчатка, которую пытались создать ученые, конструирующие бионические глаза, но первый мягкий вариант на водосодержащем носителе, который не должен вызывать нежелательной реакции при имплантации.